Найти тему
Закреплено автором
Таисия Вадова. О процессах и жизни
Привет! Я - коуч и аналитик процессов. Помогаю бизнесам строить эффективные процессы, а руководителям разбираться с причинами выгорания. Автор курса "Верни меня мне", который помогает вернуть себя в реальность всего за 7 шагов. Мой подход основан на простоте и ясности. Делаю сложное простым, чтобы помочь вам достичь желаемых результатов и обрести удовлетворение от работы и жизни.
1 год назад
Школа корректных разводов
Я третья из четырех детей семьи. У каждого из нас есть первый завершившийся брак. Мы мягко шутим и называем первые – молочными, и в целом довольно легко относимся к ситуации развода. Также у каждого из нас есть дети. И все четыре первых ребенка (сыновья) живут в условиях раздельного проживания с мамой и папой. Началось все с брата и его истории, которая сильно задела нашу семью. Не вдаваясь в подробности, племянника за последние 8 лет я лично видела 2 раза. После старшая сестра, ее сын и его отец, не взявший на себя обязательств по воспитанию и решивший, что несколько тысяч в месяц вполне компенсируют его отсутствие...
3 месяца назад
Про границы Спросили меня тут про то, как выстраивать границы, как я научилась это делать. Я - как обычно, рассказываю истории, ключевые пункты в становлении моих границ, как и где проявлялся рост. И понимаю, что это не погружает в суть от слова совсем. Ведь причины роста на каждом шагу и внутренние его составляющие ощущаю только я. Последнее время часто (и на своем примере тоже) наблюдаю когнитивное искажение выстраивания границ под градусом изучения различных практик типа ННО*. Оно выглядит так: если я буду всем рассказывать о своих границах, все должны меня услышать, понять и... соблюдать их за меня. Ох как же удивительно это бьет по мозгам, когда вдруг оказывается, что нет. Что этого вообще никто не должен делать. И даже если попросить не должен. И если даже очень нежно попросить - все равно не должен. Где-то в какой-то момент пришло осознание, что за свои границы и свои действия с ними отвечаю только я. Со своими эмоциями по поводу их нарушения тоже. Со своими решениями относительно их нарушения. В каждом таком моменте, когда я это понимала, я делала действия. Могла послать - мягко или не очень. Выйти из общения - молча или объявив. Но главное что я перестала заморачиваться что там во время моих действий подумает «нарушитель». Потому что за свои границы отвечаю только я. В этом осознании гораздо приятнее жить. *ННО замечательная практика, если в нее углубляться осознанно 🤍
10 месяцев назад
Напоминание о действиях во время усталости. Когда моя младшая сестра была маленькой и ходила в школу, она очень уставала. По дороге домой, в машине, мама включала ей грустные песенки, они вместе подпевали «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной...». И на словах «...никто не приходил...» Сара начинала плакать. Когда я ездила с ними, не очень понимала, что происходит и мы даже немного смеялись сквозь ее слезы. Не сразу я поняла, что это и было нужно, чтобы поплакать и выпустить усталость. В прошлом году, когда мы с Лу ездили в первый класс и уставали оба примерно через день, я иногда использовала этот инструмент. Когда чувствовала, что ему нужно поплакать, проговаривала какой он бедный и несчастный, маленький в таком большом мире, как его все не понимают. Заметила, что голос сам по себе часто помогает выпустить то, что психика уже научилась сдерживать. Для Сары это было пропевание вслух. Для Лу - проговаривание. Вчера был довольно нестабильный день. С утра чувствовалось, что энергия куда-то съехала в сторону и я ощущала мобилизацию всего своего внимания на сына. Казалось, малейшая деталь сейчас может выбить его в конфликт. Весь день на острие, в итоге к вечеру я была сильно вымотана. Одного вопроса «как ты» хватило, чтобы меня вскрыло. Что я заметила после - это очень важный момент. Что иногда да, нужно просто поплакать. Потому что все мы люди и все мы устаем. Но если в этот момент начать копать, а в чем же причина, психика очень быстро надевает роль жертвы и начинает страдать. Она видит всё-всё настолько взаимосвязанным, что вот ты уже и плохая мать, и всё делаешь не так, и вообще как жить-то теперь. Быстро забывается, что иногда это просто вопрос в том, чтобы лечь спать пораньше. Обняться. Разрешать себе быть плаксивой и уставшей. Не держать ничего под контролем. Не корить себя за то, что что-то не удержала. Просто обнять себя. Сына. Любимого. И оказаться в новом дне, где всё уже совсем другое.
11 месяцев назад
Работа с эмоциональными зарядами Когда-то мы говорили о тени и все это было какими-то невнятными идеями непонятно чего. У каждого человека есть теневая сторона. Ты определял себя через нее, я же пыталась понять - а делать-то с этим что. И надо ли вообще? Всегда вызывали сопротивления неприменимые теоретические знания. Что с этим делать рассказал мне Дима. Мы готовили презентацию курса Монтессори поглубже и раздаточный материал по работе с тенью по Кену Уилберу. Я стала пробовать - когда приходил непонятный и сильный заряд любой эмоции, открывала раздаточный материал и записывала. Сегодня это произошло вновь. Сон, разрешающий что-то такое, что давно уже ждало своего выхода. Заряд энергии в груди. Всплеск слишком сильной эмоции прямо с утра. Три шага работы: 1. Посмотри на это. Я сажусь и пишу всё что чувствую. Кто в этом сне вызывает мою эмоцию. Какая это эмоция, с чем она связана, почему именно такая. Писать честно легко, зная что это только для меня. 2. Поговори с этим. Представляю человека перед собой и говорю ему - это ты, ты видишь? Ты вызываешь это состояние, потому что... Он отвечает мне в моих же мыслях, это я тоже пишу. Пишу пока поток диалога не прервется в тихом молчании. 3. Будь этим. Я ставлю себя на его место и прописываю всё, что он сам чувствует, всё, что хочет мне сказать, всё то, что его волнует в отношении меня. В процессе эмоция проживается и высвобождается. Заряд в груди сглаживается. И вдруг, на третьем шаге возникает внутренняя тишина. Я сижу в ней и смотрю в окно, на утреннее весеннее солнце. Чувствую как спадают защиты и сердце становится мягче. Вижу тень как способ реагирования и защиты. Благодарю её и разглядываю эмоциональный фон как тучу, которая вот уже прошла мимо, но ещё немного видна. Радость быть собой здесь и сейчас Спасибо: Кен Уилбер - Shadow work Дмитрий Островский - Монтессори поглубже
1 год назад
- Вы сейчас что делаете? - Ящик несу на упаковку. - Почему вы не соедините этот ящик вон с теми и не повезете их все разом? - Потому что он другого сорта, так быстрее. - Вы понимаете, что тратите время? - Это вам кажется что трачу, а я вон, как и все тут, вспотел. Не системное мышление. Я раньше не могла понять, что оно не у всех системное. Как можно не видеть и не понимать каких-то элементарных вещей. Но раз за разом, проект за проектом, вижу где теряется эта связка. Мне сейчас быстрее и проще потратить 10 минут сделать так, как я делаю. Чем остановиться… и потратить 10 минут на то, чтобы подумать упростить свои действия. Есть у меня классная история, про девушку в бекофисе, которая оформляла документы в ворд. Каждый раз, когда она открывала новый документ, ворд задавал ей примерно 15ть вопросов. Про обновления, про шаблоны, про проверку орфографии, про что-то ещё. Чтобы прекратить это выскакивание, в 15 окнах надо было один раз прочитать вопрос и нажать «да» или «нет». Вместо этого она 15 раз жала на крестик, обрекая себя на повторный круг при следующем открытии документа. Я смотрю сейчас на человека, который несет 1 ящик вручную и понимаю, что в этом действии нет ничего полезного. Его ящик на упаковке обработают за 5 минут. 10 из них он будет идти. Мы садимся вечером с заказчиком и расписываем на листочке, какие действия упростят нам жизнь. Мы рисуем каждую ячейку, думаем, обсуждаем, сокращаем. Мы понимаем, где нужно сделать отметки, а где убрать людей. Мы думаем над тем, чтобы этот человек перестал потеть «нажимая на крестик». Это и есть процессы. На производстве их проще рассмотреть, чем в офисе. Но и там и там логика одинаковая: остановись, прочти заданный вопрос, нажми да или нет. Самое смешное, что для этого не надо быть роботом. Наоборот, надо перестать им быть
1 год назад
О сепарации Воспоминание детства. Нас было четверо и чтобы всех нас возить - в школу, на дачу - папа купил микроавтобус. Наличие микроавтобуса вызывает какой-то дикий восторг у нас и у других детей. Он превращается в хиппи-бас, когда мы едем с толпой ребят на футбол. У него есть даже свое прозвище. И у него есть один минус. Зимой, в 7 утра, когда мы едем в школу, в нем очень, очень, очень холодно. Я залезаю в 7 утра на заднее сиденье и кутаюсь в холодные пледы, прячу нос, пытаясь сохранить хоть немного тепла на час пути. В микроавтобусе есть всего два теплых места: водительское и переднее пассажирское, через которое мы залезаем. На пассажирском всегда сидит брат на правах старшего. Я не помню как и почему, однажды я решаю, что так больше быть не должно. Мы выходим из дома в очередной раз, он вылезает с сиденья, чтобы пропустить нас с сестрой назад, но я вдруг встаю в позу и предлагаю ему самому пролезть внутрь. Мы ссоримся, вопрос как то там решается, скорее всего, мне отказывают. На следующий день я учу себя вставать на полчаса раньше. Я очень хочу быть в тепле. Завожу будильник на телевизоре и встаю в 6 утра под гимн России, не дожидаюсь пока папа проснется и начнет всех будить. Сама собираюсь, первая выхожу и занимаю пассажирское сиденье. Добиваюсь своего права сидеть впереди. Насколько я помню, брат в ответ на это начал вставать ещё раньше и ездить на метро. Хотя тут память уже может хитрить… чем это все закончилось я не помню. Вчера мы долго долго переписывались на нельзябуке с братом, не находя общего языка. А сегодня вдруг всплыло это воспоминание и улыбка - интересно как, мы по-прежнему соревнуемся? Почему мы так непримиримо не уступаем друг другу? Не так давно я ощущала, как подобное происходило с папой и мамой. Какие-то всплывавшие шаблоны проживались и отходили, позволяя найти новые углы соприкосновения. «У нас в психологии»😂 это называется сепарация. А может быть ещё как-то. Процесс интересный. Не знала, что он не только с родителями происходит. Любопытная жизнь
1 год назад
В одной из практик с коучем мы разглядывали человека, с которым мне было бы прям супер комфортно работать. В образ пришла девушка - красивая, стильная, сильная. Она показывала мне свою работу, горела и кайфовала от того что делает, была очень целеустремленной. Мой внутренний сомневающийся критик разглядывал ее и не мог понять - а чем я могу ей помочь? Какие задачи решать? Я задала этот вопрос девушке и она очень просто ответила: - Верни меня мне. Тогда внешний слой образа немного сошел и я увидела эту четкую и сильную историю современного мира. Мы бежим, стремимся, создаем, чтобы... Потому что привыкли бежать, стремиться и создавать. Потому что начали так и дальше выскочить из этого трудоголизма не можем, забывая про то, что кроме работы есть еще жизнь. Воздух, дыхание. Когда ты не выкраиваешь время на то, чтобы побыть собой и с собой. А когда ты живешь - полностью, тотально, всегда. Мы прошли с этой девушкой по шагам. Пытаясь понять, из чего это тотально состоит. И просмотрели несколько важных моментов, которые потом я сложила в программу. Программу я так и назвала. Верни меня мне
1 год назад
РАССЫЛКИ КАК СПОСОБ ОБЩЕНИЯ Получаю сегодня рассылку: «Такого-то числа утвержден документ по процессу, в процессе произошли корректировки, теперь он разделен на два разных подпроцесса: подпроцесс один и подпроцесс два». И дальше все в таком же духе. Сижу, читаю и думаю: хорошо, а от меня-то вам что надо? О, фраза, нашлась: «Ознакомьтесь и применяйте в работе». Ознакомилась, спасибо. А применять в работе что? Подпроцесс один, подпроцесс два, надпроцесс, перепроцесс, процесс за процессом. Руководители любят считать, что достаточно людям прочесть регламент и они все поймут. Ведь они, руководители, его писали, согласовывали, старались. Схемы рисовали, над текстом работали. Ну как работали, написали, как понимают. А сотрудники понимают ли также? Они же не писали, на рисовали и не согласовывали. Причем частой ситуацией является то, что через месяц, смотря на утвержденный регламент, руководители сами читают его и не понимают, как они такое утвердили. Потому что утверждали они то, что проговаривалось устно на встречах. А написанный текст на одну-две буквы, а то и целиком не соответствует тому, что говорилось устно. Слышала тут фразу: прочитай, ты ничего не поймешь, я тебе потом объясню. Так люди дела друг другу передают. Вроде как, регламент есть – надо читать. Но вот понятно ли он написан, не важно, потому что есть человек, который переведет и расскажет. А зачем тогда регламент. Я вернулась к девушке, которая делала рассылку, и спросила: - Ты понимаешь, о чем это? - Да, конечно, я же месяц с этим процессом разбираюсь. - А через месяц поймешь, о чем это? Она еще раз перечитала свою рассылку. И честно ответила: - Думаю, что нет.
1 год назад
ПРО МОТИВАЦИЮ У сына сегодня новая учительница и она снова задает вопрос - а ты, Лукас, почему не пишешь? Я сижу в соседней комнате, слушаю это и глубоко вдыхаю. Писать - это определенный пункт, который сын уже «должен» делать в текущий момент. И мне хочется чтобы это не было ему проблемой. Правда в том, что он умеет, но не хочет - потому что в первом классе его учили не просто писать, а делать это быстро. Есть такая установка в школе - ребенок должен научиться чему-то в какие-то сроки программы. И детей гнут, мнут, торопят, уговаривают, тренируют, дрессируют... под самым благовидным предлогом - что так им будет легче дальше. Так ли это на самом деле? Сегодня на занятии Монтессори поглубже Димы Островского и проекта 2beparents мы обсуждаем именно это. Во первых - что любой уговор есть насилие. Я противопоставляю твоему интересу свой и могу убедить тебя что-то делать, но куда при этом задвигается твое желание? И во-вторых, что любая цель типа «ребенок должен уметь что-то делать в таком-то возрасте» естественным образом приводит к напряжению - как он еще этого не умеет?! И к потребности в применении того самого насилия, чтобы ускорить процесс. Где же находится другая сторона? Не трогать его совсем? Другая сторона - в его интересе. И я пока ищу эту сторону - как сделать письмо интересным процессом для сына, в котором он будет получать такое же удовольствие, как, например, в чтении (вчера он прочитал еще две книги) или в математике (он всегда удивляет новых знакомых своими познаниями). Что есть примечательного и классного в письме?
1 год назад
Снова о выборе Из личного Когда я наконец-то смогла завершить зависимые отношения и отказаться от идеи, что вот еще что-нибудь случится и тогда всё будет хорошо, в мою жизнь пришел новый мужчина. Заботливый, влюбленный, добрый, хороший. Он офигенно готовил, давал опору и поддержку, был первым, кто познакомился с моим сыном, выдал мне ключ от квартиры и сразу же начал говорить о будущем. Казалось бы, все сошлось - я наконец-то отказалась от того, что сжирало меня всю и вселенная преподнесла мне такой прекрасный подарок. Подарок начал раскрываться через две недели. Внезапно оказалось, что мне не стоит шутить с друзьями-мужчинами на около сексуальные темы. Что отношения это ограничения. И что если мы хотим быть вместе, я должна выбирать. Надо выбирать? Через две недели думала я. Между давним другом и человеком, с которым я почти не знакома? Я смотрела на 5 лет выбора созависимости и на 6 лет замужества до них. На все мои выборы, когда я выбирала, я точно знала что выбираю. Этот выбор был про правильное. Социально одобряемое. Так как принято и так как должно быть. Но он был не про меня. Подарок вселенной оказался проверкой - я точно знаю чего хочу? Да, тогда я уже знала. Завершив эту историю, я спонтанно придумала себе отпуск в Израиле. А там уже начались те самые подарки. Поэтому, проходя урок за уроком в разных областях, я приняла для себя простое правило - сначала выбираю себя, а потом все остальное. И удивилась, как классно это работает и как часто вселенная пингует - ты точно выбрала себя в этот раз?
1 год назад
ЛИДЕРСТВО РУКОВОДСТВА После прошлого поста мне задали вопрос - разве не оба описанных варианта являются лидерством? Да, по-своему конечно это все лидерство. Я не писала о результатах разных форматов лидерства. Только о том, что оно, согласно ISO первично (кстати, тут вру, об этом дальше). И тут пришел второй вопрос: что такое ISO😁 Что ж, окунемся в этот мир. ISO - международные стандарты построения систем. Я говорю тут о системе менеджмента качества и стандарте 9001. Лидерство в этой системе на самом деле - второй принцип. Первый - ориентация на клиента. Так вот, согласно 9001, чтобы система внедрялась и работала - она должна быть поддерживаема лидером (руководством). И первый пункт говорит о том, что руководство "Принимает на себя ответственность за результативность системы". И эта самая большая боль, которую я вижу. Я вижу как люди нанимают специалистов процессников с такими посылами: 1. Говорят это полезно, отладьте мне тут что-то, у меня нет времени этим заниматься. 2. Постройте мне процессы, но я лучше знаю, как надо - вот этого человека не трогайте, здесь не поправляйте, пусть работает как работало, но лучше. И там, и там через месяц-другой у руководителя возникает вопрос: где мой результат? Как правило он выражается в вопросе денег - ты уже месяц работаешь, а я еще не увидел это в прибыли, как так? По итогу, когда завершаешь такие проекты, люди просто не используют тот результат, что сделан, потому что считают, что это было лишней тратой, которую они совершили. В одном из недавних проектов, когда мы в итоге вышли, спустя короткое время уволились те люди, которых надо было "не трогать". Работавшая вроде система полетела. Взаимосвязи руководитель не увидел. Так и получается, что энергия процессника "слита" - о чем я говорила в прошлом посте, но сейчас не об этом. Как создать систему? Как сделать так, чтобы система работала? Также как и всё в жизни - взять на себя ответственность. Определить цели и ценности. Понять: для чего это делаешь. И только после этого нанимать людей, которые будут это делать. Включаться, вникать. Передавать свои цели и ценности, транслировать их сотрудникам. Поддерживать изменения, оценивать риски. И создавать то пространство, в котором классно будет всем - и самому лидеру и его команде.
1 год назад
- Когда мне сказали, что ты придешь пообщаться, я и не знал, что такая профессия вообще существует! Я понимаю как это круто и полезно. Но процентов 90 моих знакомых, в профессии, даже не поймёт этого. Мы общаемся с начальником склада. Он недавно вступил в должность, склад переехал и мы оцениваем все процессы с точки зрения того, подходят они или нет, что требует улучшения, перестройки. Важны ли те процессы, которые он убирает. Мы говорим о ценностях, о структуре, он рассказывает про то как устроен склад вайлдберис, где он работал в черную пятницу (коротко: продукты там лучше не покупать😆). Мы обо всем говорим на равных. Я не доказываю ему что нужно делать, он не избегает и не сопротивляется, мы обсуждаем что важно и почему. И как это важно сохранить. - Я тебе скажу так: даже те, кто нанимают меня на работу, часто не понимают, чем это полезно. Я сталкивалась с обесцениванием нашей профессии. Процессы делают любой бизнес структурным, логичным и крутым. Но почти всегда нам приходится доказывать компании свою пользу и часто это не получается - мы как будто говорим на разных языках. И это выглядит как «я купил что-то, а зачем не знаю, все говорили надо». Но вот, глядя на два идентичных по сути проекта, в которые меня приглашали, я увидела важное: руководитель. Тот, кто ведет команду. К активному, живому, горящему своим делом человеку, притягиваются такие же активные и горящие. К контролирующему, все выстраивающему через себя, с каждым работающему как с ребенком - притягиваются дети, которые тянут из него всю энергию. Не случайно в стандартах ISO первым делом идет лидерство руководства. Глядя на эти два проекта я впервые улыбнулась себе и сказала: я больше не хочу тратить свою энергию. И выбрала первый. Пусть в нашей жизни всегда будут выборы и мы будем знать, как выбирать.
1 год назад