Найти в Дзене
Коротко и практично! Рекомендации от логопеда‑дефектолога для родителей по ежедневному общению с ребёнком дома. ↘️ Общие принципы: • Говорите медленно и понятно, простыми фразами — это даёт модель для подражания. • Будьте рядом, но не вмешивайтесь постоянно — давайте ребёнку время ответить (пауза 3–5 секунд). • Хвалите усилия, а не только результат: «Ты хорошо постарался!» — это мотивирует пробовать снова. • Повторяйте ключевые слова несколько раз естественно в разговоре, не требуя заучивания. Ежедневные практики (5–15 минут, несколько раз в день). • Рассказывайте о действиях вслух: «Мама режет яблоко», «Сейчас мы идём в ванну». Это развивает речь и словарный запас. • Комментируйте игру ребёнка: «Ты кладёшь красную машинку в гараж» — расширяйте фразу на одно‑два слова. • Используйте вопросы с выбором: «Хочешь красный или синий мяч?» — это облегчает ответ и стимулирует речь. • Игры с рифмой и песенки (короткие) — развивают фонематическое восприятие и память. • Картинки/книги: смотрите по 5–10 минут, задавайте простые вопросы: «Что это? Где мяч? Что делает кот?» — расширяйте ответы. ↘️ Как корректировать ошибки (не подавляя): • Мягкая модель: повторите фразу ребёнка правильно, не делая замечаний. Ребёнок: «Мама, я делал сам!» — Вы: «Ты сделал сам — молодец!» • Не заставляйте многократно повторять — лучше встроить правильную форму в игру и модели поведения. • Если ошибка фонетическая (звук), используйте артикуляционные упражнения по 2–3 минуты, но в игровой форме. ↘️Артикуляция и звук (коротко): • Зеркало: позвольте ребёнку смотреть на рот при простых звуках. • Упражнения на губы/язык: «трубочка», «улыбка», «лопать языком», «лёгкие пузыри» (для вдохновения — по просьбе пришлю набор упражнений). • Игровые задания: «подуй на перышко», «пузырь из мыла» — для контроля дыхания. Развитие лексики и грамматики • Одна идея — одно слово: вводите новые слова в контексте (покажите предмет, используйте в действии). • Расширение фразы: если ребёнок скажет «мяч», Вы добавляете «большой мяч», «катится большой мяч». • Рассказывание: побуждайте ребёнка составлять короткие истории из 2–3 предложений, сначала вместе. ↘️ Поведение во время занятий с логопедом и дома: • Сохраняйте позитивный настрой; переключайтесь на игру, если ребёнок утомился. • Короткие, но частые занятия эффективнее долгих. • Выполняйте домашние задания логопеда регулярно (даже 5 минут в день дают результат). Если есть нарушения слуха/восприятия/ОВЗ • Скоординируйтесь с сурдопедагогом/дефектологом; используйте визуальные подсказки и жесты. • Следите за вниманием: обеспечьте зрительный контакт и минимум фонового шума. Когда нужно обратиться к специалисту немедленно • Если ребёнок в 2 года почти не говорит; в 3–4 года речь плохо понятна посторонним; резкий регресс в речевом развитии; сильное молчание/отказ от общения.
1 день назад
Подготовка к онлайн-занятиям с логопедом. Что нужно: 1️⃣➡️Техническая подготовка (за 10–15 минут до занятия): • Устройство: используйте планшет или ноутбук с камерой. Смартфон — допустим, но экран должен быть устойчивым и неподвижным (штатив/подставка). • Подключение: проверьте Wi‑Fi/интернет — лучше по кабелю или рядом с роутером. • Заряд/питание: убедитесь, что устройство заряжено или подключено к питанию. • Аудио: внешний микрофон или гарнитура с микрофоном помогут слышать ребёнка лучше и уменьшат эхо. Если нет — включите громкость и проверьте, чтобы микрофон не был закрыт. • Камера: разместите камеру на уровне глаз ребёнка или чуть выше, чтобы логопед видел лицо и рот (не сверху, не снизу). • Приложение: заранее откройте платформу (Zoom). Войдите в аккаунт и проверьте работоспособность камеры, микрофона. 2️⃣➡️Подготовка пространства и времени: • Место: тихая, хорошо освещённая комната без отвлекающих фонов. • Освещение: на лицо ребёнка должно падать мягкое светлое освещение спереди или сбоку. • Мебель: ребёнок должен сидеть удобно — на стуле за столом, не на кровати. • Время: планируйте занятие в период, когда ребёнок бодр и сит (не сразу после сна и не на голодный желудок). Лучше за 30–60 минут до еды. • Отвлекающие предметы: уберите лишние игрушки, планшеты и включите «тихий режим» на других устройствах. 3️⃣➡️ Подготовка ребёнка эмоционально и поведенчески: • Сообщите заранее: скажите ребёнку, что будет короткая встреча с логопедом по видеосвязи. Объясните в позитивном ключе (например, «сейчас мы поиграем и немного потренируем речь с тётей по компьютеру»). • Тренировка внимания: если ребёнок маленький, потренируйте 5–10 минут сидеть и смотреть в экран с игрушкой/книжкой, чтобы привыкнуть. • Мотивация: приготовьте небольшую систему поощрений — стикер, маленький снэк, 2–3 минуты свободной игры после занятия. • Одежда: удобная, без капюшона/шейной одежды, чтобы видеть лицо и шею. 4️⃣➡️ Роль родителя: • Оставайтесь рядом, но по возможности не вмешивайтесь в процесс. Для маленьких детей иногда нужно помогать направлять взгляд или показывать предметы по просьбе логопеда. • Выполняйте просьбы логопеда: показывайте карточки, помогайте с камерой, выполняйте домашние задания вместе с ребёнком. • Не исправляйте постоянно: если логопед просит, помогайте спокойно; но не перебивайте занятие лишними комментариями. Позже обсудите с логопедом корректирующие моменты. • Запись занятия: спросите у логопеда разрешение на запись видео занятия для домашней работы. Это удобно для повторов и для родителей, чтобы правильно повторять упражнения.
2 дня назад
Я хочу организовать постоянные рубрики, которые помогут вам усилить эффект онлайн-занятий и занятий на дому. А вы, пожалуйста, поставьте номер рубрики, которая вас уже сейчас заинтересовала и откликнулась вам! Ниже — 7 рубрик: Разбор ошибок и мифов о детской речи. Развенчание распространённых мифов и пояснение причин часто встречающихся ошибок  Домашние микро-упражнения (5–10 минут в день). Простые упражнения, которые можно выполнять дома перед экраном или во время семейных дел Игры и развивающие занятия для речи  Истории прогресса и кейсы Руководства для родителей: как говорить и взаимодействовать с ребёнком Инструменты, материалы и рекомендации для закрепления эффекта от занятий Вопросы и ответы / живые эфиры Поставьте цифру в комментариях, так я увижу ваши интересы! Ваша обратная связь для меня бесценна.
6 дней назад
"Дорогие родители! Приглашаю вас и ваших детей присоединиться ко мне на полезные и увлекательные онлайн-занятия по развитию речи и коррекционной работе! Почему важно ваше участие? Ваше активное включение в онлайн-занятия ребенка позволит достичь наилучших результатов. Вы будете в курсе того, как правильно выполнять упражнения и сможете делать их с ребенком после занятий для закрепления новых навыков! Что предстоит делать? К каждому онлайн-занятию, я буду подбирать пособия, исходя из потребностей вашего ребёнка. Эти материалы станут основой для наших совместных занятий и самостоятельных упражнений дома. Регулярная работа с ними обеспечит эффективное достижение целей, будь то улучшение звукопроизношения, расширение словарного запаса или развитие связной речи. Обратите внимание: Для достижения стойкого результата крайне важно соблюдать рекомендации специалиста и регулярно практиковать задания вне уроков, уделяя 15 минут в день! Только совместными усилиями мы сможем обеспечить вашему ребёнку полноценное речевое развитие. Присоединяйтесь к нашим урокам, давайте двигаться вперёд вместе! Записывайтесь прямо сейчас и сделайте первый шаг навстречу успешной коммуникации вашего малыша!"
3 недели назад
Сам себе логопед! Часто родители берут на себя роль логопеда-дефектолога, давайте обратим внимание на основные ошибки! Топ-5 ошибок родителей: Негативное подкрепление Многие родители начинают исправлять каждый неправильный звук, критикуют и указывают на ошибки, не учитывают, что за этим стоит огромная, системная работа! Постановка непосильной задачи перед ребенком создаёт негативный опыт и тормозит развитие правильной речи. Лучше хвалить за успехи и мягко направлять, повторяя правильный вариант без давления. Однообразие занятий Занимаясь одними и теми же упражнениями изо дня в день, дети быстро теряют интерес. Важно разнообразие методов и подходов: игры, песенки, карточки, интерактивные приложения и многое другое. Игнорирование эмоционального состояния ребёнка Часто родители продолжают занятия даже тогда, когда ребенок устал, раздражён или хочет отдохнуть. Нужно внимательно следить за настроением ребёнка и уметь вовремя переключиться на отдых или игру. Отсутствие регулярного графика занятий Логопедические упражнения эффективны лишь при регулярных тренировках. Необходимо выделять хотя бы 15 минут ежедневно для занятий, формируя привычку и устойчивые навыки. Замещение профессионала своими силами Некоторые родители считают, что смогут самостоятельно справиться с проблемами речи своего ребёнка, игнорируя консультации логопеда-дефектолога. Специалист точно определит причину трудностей и подберёт оптимальные методы коррекции, сэкономив время и силы. Помочь своему ребенку легко и эффективно возможно, соблюдая простые правила и консультируясь с квалифицированным специалистом!
4 недели назад
"Уважаемые родители, здравствуйте! На связи Елена Самойлова, логопед-дефектолог. Я к вам с отличной новостью. Моя профессиональная деятельность вышла далеко за пределы Москвы и теперь я работаю ОНЛАЙН по всему МИРУ! Предлагаю вам индивидуальные онлайн-занятия с вашим ребенком! Это открывает широкие возможности: + Онланй-занятия с профессионалом!!! + Умное отношение к своему времени: вы не тратите время на поездку к специалисту! + Комфорт ! Не выходя из дома, ребенок получает новые знания и навыки, преодолевает трудности в речевом развитии. + Получение отличных результатов посредством онлайн-занятий со мной! Я помогу вам в следующих случаях: - Постановка и автоматизация звуков (плохо выговаривает, либо отсутствуют звуки Р, Л, Ш и др.) - Нарушена дикция - Говорит "как маленький" - Скудная речь - Нарушена память, с трудом сосредотачивает внимание - Нарушен грамматический строй речи - Дислалия - Дизартрия -ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) -ОНР (общее недоразвитие речи) - Развитие мышления -Обучение чтению -Подготовка к школе Онлайн-занятия провожу ТОЛЬКО с детьми от 3.10 до 10 лет в формате ОНЛАЙН!!! Записывайтесь на диагностику прямо сейчас! Уже на диагностике вы получите ответы на волнующие вопросы по развитию вашего ребенка! А ребенок погрузится в увлекательное занятие с логопедом-дефектологом в формате игры! Заговорим правильно вместе! Свяжитесь со мной любым удобным способом, и я расскажу подробнее о программе занятий."
4 недели назад
Задумывались ли вы, а много надо вашему ребенку? Сама когда-то попала в заложницы культа потребления, но благо сумела рационально подойти к этому. Знаю, что для своего ребенка хочется максимально современного, удобного. Уже начиная с периода беременности, женщины скупают нужное и не очень. Кто помнит бортики для детской кроватки? Такие зефирные, воздушные! Насмотревшись соц сетей, они мне снились! А противоударные шлемы для годовалых детей? А всевозможные кроватки, качалки… Список бесконечный. Надо отметить, большинство этих вещей ненужные, бесполезные, небезопасные, препятствующие естественному развитию ребенка. У большинства родителей есть все, чтобы бы дать самое важное своему ребенку - любовь, внимание и заботу. А остальное приложится. Очень хорошо раскрывает этот вопрос в своей книге психолог и автор книги Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». Рекомендую к прочтению. Любили тебя без особых причин За то, что ты дочь, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В. Берестов
7 месяцев назад
На своих занятиях я развиваю неречевой слух у детей. Так как развитие неречевого слуха у детей – это не менее важная задача, чем развитие речевого! Неречевой слух – это способность различать и понимать звуки окружающей среды, которые не являются словами или речью. Он играет огромную роль в развитии ребенка и его адаптации к миру. Вот почему его развитие так важно: * Развитие внимания и концентрации: слушание различных звуков, их различение и идентификация требуют концентрации внимания и умения отфильтровывать лишние шумы. Это тренирует когнитивные функции. * Поддержка речевого развития: слабый неречевой слух косвенно влияет на речевое развитие. Умение отличать звуки, интонации и ритмы способствует лучшему пониманию и усвоению речевой информации. Улучшение слухового восприятия в целом, положительно сказывается на развитии речевых навыков. * Безопасность: различение звуков окружающего мира помогает ребенку понимать опасность. Например, шум приближающейся машины, лай собаки, треск ветки могут предупредить о потенциальной угрозе. * Ориентация в пространстве: неречевой слух помогает ребенку ориентироваться в пространстве, определять местоположение источника звука, понимать, откуда доносится шум. Это особенно важно для детей младшего возраста. Как развивать неречевой слух у детей: К примеру, вы можете распечатать хорошего качества фото и найти к каждому соответсвующий звук (скачать из интернета). Распечатать и приступить к развитию неречевого слуха. Послушать звуки, а потом уже ребенок слушает конкретный звук и выбирает подходящую карточку. Важно помнить, что развитие неречевого слуха происходит естественным путем, но его можно и нужно стимулировать разнообразными играми и упражнениями. Если у вас есть подозрения на проблемы со слухом у ребенка, обязательно обратитесь к специалисту.
7 месяцев назад
Зачем я вызываю гласные звуки у неговорящих детей на занятии? Вызывание гласных звуков - это один из важнейших начальных этапов развития речи. Это фундамент речевого развития. Почему это важно: * Стимуляция голосовых связок: произнесение гласных — это, по сути, голосовая тренировка. Она активизирует работу голосовых связок, укрепляет их и подготавливает к произнесению более сложных звуков — согласных. * Развитие слухового восприятия: когда ребенок слышит и пытается повторить гласные, он учится различать звуки, что крайне важно для понимания речи и ее дальнейшего воспроизведения. Это развивает фонематический слух. * Формирование артикуляционного праксиса: произнесение гласных требует определенных движений губ, языка и других органов артикуляции. Тренировка этих движений подготавливает речевой аппарат к произнесению согласных звуков и слогов. * Стимуляция речевой активности: вызывание гласных побуждает ребенка к голосовым проявлениям, что является первым шагом к развитию активной речи. Даже если сначала это просто гуление или лепет, это важный этап на пути к полноценной речи. * Развитие потребности в общении: когда ребенок видит, что его голосовые проявления вызывают реакцию у взрослых, он начинает понимать, что с помощью голоса можно общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Это стимулирует его желание говорить. * Диагностика состояния речевого аппарата: попытки вызывать гласные звуки позволяют логопеду оценить состояние речевого аппарата ребенка, выявить возможные нарушения артикуляции и подобрать необходимые коррекционные методы. Я использую различные игровые приемы, чтобы вызвать гласные: * Имитация: произношу гласные звуки, побуждая ребенка повторять за мной. * Использование игрушек: игры с музыкальными инструментами. * Тактильные ощущения: я использую тактильные стимулы (например, легкое прикосновение к губам или щекам ребенка), чтобы помочь ему правильно артикулировать гласные. * Сочетание с движением: сочетание произнесения гласных с определенными движениями (например, поднятие рук). Работа по вызыванию гласных у неговорящих детей — это сложный и кропотливый процесс, требующий терпения и профессионализма. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и темпы развития речи могут быть разными.
7 месяцев назад
Недостаточный зрительный контакт у ребенка Он может быть вызван различными причинами и иметь разное значение. В некоторых случаях это вариант нормы, в других — признак определенных состояний. Вот что важно знать: Когда недостаточный зрительный контакт может быть вариантом нормы: * Застенчивость или стеснительность: ребенок может избегать зрительного контакта в новых ситуациях или при общении с незнакомыми людьми. * Увлеченность игрой или занятием: если ребенок сильно сконцентрирован на чем-то, он может не смотреть в глаза собеседнику. * Культурные особенности: в некоторых культурах прямой зрительный контакт считается невежливым или неуместным, особенно при общении со старшими. * Индивидуальные особенности темперамента: некоторые дети от природы менее общительны и предпочитают меньше зрительного контакта. Когда недостаточный зрительный контакт может быть признаком каких-либо особенностей или состояний: * Расстройства аутистического спектра (РАС): избегание зрительного контакта является одним из характерных признаков РАС. Дети с аутизмом могут испытывать дискомфорт от прямого взгляда в глаза. * Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): хотя избегание зрительного контакта не является основным симптомом СДВГ, оно может встречаться у детей с этим синдромом из-за трудностей с концентрацией внимания. * Задержка речевого развития: дети с задержкой речи могут избегать зрительного контакта из-за трудностей в коммуникации. * Тревожные расстройства: дети с тревожностью могут избегать зрительного контакта из-за страха или неуверенности в себе. * Неврологические заболевания: некоторые неврологические заболевания могут сопровождаться нарушением зрительного контакта. * Проблемы со зрением: если у ребенка есть проблемы со зрением, он может испытывать трудности с установлением и поддержанием зрительного контакта. На что обратить внимание: * Возраст ребенка: у младенцев зрительный контакт устанавливается постепенно. К 2-3 месяцам они уже должны активно смотреть в глаза родителей. * Контекст: важно учитывать ситуацию, в которой ребенок избегает зрительного контакта. * Сопутствующие симптомы: обратите внимание на другие особенности поведения ребенка: трудности в коммуникации, социальном взаимодействии, задержку развития, повторяющиеся движения и т.д. Что делать: * Не паникуйте: недостаточный зрительный контакт не всегда является признаком серьезных проблем. * Наблюдайте за ребенком: обратите внимание на то, как часто и в каких ситуациях ребенок избегает зрительного контакта. * Создайте комфортную обстановку: не давите на ребенка, не заставляйте его смотреть в глаза. * Обратитесь к специалисту: если вы беспокоитесь по поводу недостаточного зрительного контакта у ребенка, лучше проконсультироваться с педиатром, неврологом или детским психологом. Они смогут провести обследование и определить причину данной особенности. Ранняя диагностика и коррекция могут существенно улучшить прогноз. Не пытайтесь ставить диагноз самостоятельно. Только специалист может определить причину недостаточного зрительного контакта и дать рекомендации по дальнейшим действиям.
7 месяцев назад
На своих занятиях с детьми я использую динамические паузы. Динамические паузы – это короткие перерывы на логопедических занятиях, которые включают в себя двигательную активность. Они очень важны для поддержания внимания и работоспособности детей, особенно дошкольного возраста. Динамические паузы помогают снять напряжение, переключить внимание, улучшить кровообращение и координацию движений, а также способствуют эмоциональной разрядке. Одну из любимых песенок, я оставлю для вас. Вы делаете совместно с ребенком движения под музыку, либо проговариваете стихи без музыки и выполняете соответствующие действия. Песня «Медвежата в чаще жили» https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2023/01/pesenka-medvezhata-v-chashche-zhili «Медвежата в чаще жили» Головой своей крутили Вот так, вот так (Круговые движения головой) Головой своей крутили Медвежата мед искали Дружно дерево качали (Поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево) Дружно дерево качали А потом они ходили (Ходьба по-медвежьи) И из речки воду пили Вот так, вот так, И из речки воду пили (Наклоны туловища вперед) А потом они плясали (Пружинка с поворотом туловища влево и вправо) Лапы выше поднимали (Прыжки, хлопая руками вверху) Вот так, вот так, Лапы выше поднимали. (Тянемся пальчиками вверх как можно выше) Потягуни-потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся. Вот уже растем, Растем, Растем! Изображение взято ru.freepik. com
7 месяцев назад
Когда работа по запуску речи считается завершенной? Работа по запуску речи у детей никогда не считается полностью "завершенной" в том смысле, что речь — это постоянно развивающийся навык, который совершенствуется на протяжении всей жизни. Однако, можно говорить о завершении определенного этапа работы, когда достигнуты конкретные цели. Этот момент определяется несколькими факторами: * Достижение возрастной нормы речевого развития-это ключевой показатель. Когда ребенок начинает говорить с достаточным словарным запасом, формирует грамматически правильные предложения, понятно выражает свои мысли и потребности, и его речь соответствует возрастным нормам, можно считать, что основной этап работы по запуску речи пройден. Конечно, уточнение произношения и расширение словарного запаса будут продолжаться. * Самостоятельное использование речи в различных коммуникативных ситуациях: ребенок не только может говорить, но и активно использует речь для общения в разных контекстах (дома, на улице, в детском саду, с разными людьми). Он инициативен в общении, задает вопросы, рассказывает о своих переживаниях, высказывает свои желания. * Отсутствие значительных отклонений от нормы: специалист (логопед, дефектолог) оценивает речь ребенка и не видит значительных проблем с артикуляцией, фонематическим восприятием, грамматическим строем речи. Важно: даже если на каком-то этапе работа по запуску речи кажется завершенной, регулярное наблюдение и коррекционная работа могут быть необходимы. Некоторые дети могут нуждаться в дополнительной поддержке для уточнения произношения, развития сложной грамматики, расширения словарного запаса. Когда можно считать, что начальный этап пройден (условно): * К 3-4 годам: ребенок должен иметь достаточно большой словарный запас, строить простые предложения, понятно выражать свои мысли и потребности. * К 5-6 годам: речь ребенка должна быть достаточно развита для начала обучения в школе. Однако, некоторые сложности с произношением или грамматикой все еще могут сохраняться и требовать коррекции.
7 месяцев назад