Сорока Мила
23
подписчика
Канал студии запуска и развития речи у детей "Сорока Мила". Уникальная методика Точечной Лингвистической Коррекции (ТЛК) - принципиально новый подход к теории логопедического массажа.…
Массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему, а она координирует жизнедеятельность всех других систем организма, обеспечивая тем самым его целостность. Нервная система координирует метаболические процессы, кровообращение, лимфоток, контролирует работу мышц и т.д., что, в свою очередь, влияет на состояние и деятельность нервной системы. Массажем, в зависимости от методики воздействия и выбора приемов, можно изменять функциональное состояние центральной нервной системы. Одни приемы(поглаживание, легкое растирание) действуют на человека успокаивающе, другие(глубокое растирание, разминание, ударные приемы) — вызывают возбуждение. Влияние массажа на нервную систему зависит также от интенсивности и продолжительности воздействия на тело человека. Короткий энергичный массаж возбуждает, а длительный, спокойный — вызывает торможение в нервных центрах и даже сон. Однако следует помнить о том, что, применяя энергичные приемы массажа, нельзя допускать болевых ощущений. Болевые раздражители рефлекторно вызывают неблагоприятные вегетативные реакции, которые могут сопровождаться повышением содержания адреналина и сахара в крови, артериального давления и свертываемости крови. Таким образом, в основе механизма воздействия массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные процессы, регулируемые высшими отделами центральной нервной системы. В результате массажа в организме возникают различные реакции. Они не являются самостоятельными, а представляют собой генерализованную реакцию рефлекторного характера, благодаря которой происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функции при самых различных нарушениях, в том числе и речевых.
Благотворно сказывается массаж на функциях суставов и сухожильно-связочного аппарата — его эластичность и подвижность улучшаются. Также массаж благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему: усиливает кровоснабжение сердечной мышцы, повышает ее сократительную способность, устраняет застойные явления в малом и большом круге кровообращения, стимулирует обменные процессы в клетках, увеличивает возможность поглощения тканями кислорода, т. е. активно влияет на минеральный, белковый и газо- обмены. Все это положительно сказывается на функциях внутренних органов и жизнедеятельности организма, нормализует иммунитет. Общеукрепляющее воздействие оказывает массаж на мышечную систему. Под его влиянием нормализуются тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает сила, повышается работоспособность. Массаж способствует предупреждению трофических расстройств, атрофии мышц на стороне поврежденного нерва (например, при дизартриях).
Большое влияние оказывает массаж на циркуляцию лимфы. Она находится ` в состоянии непрерывного обмена с кровью и тканями. Общее количество лим- фатических сосудов во много раз превышает количество кровеносных сосудов. Лимфатическая система представляет собой совокупность межклеточных щелей, которые, соединяясь, образуют лимфатические капилляры, переходящие в/более крупные сосуды. Лимфатические сосуды проходят через лимфатические узлы, где и происходит образование лимфоцитов, играющих важную роль/в борьбе с инфекцией. Движение лимфы в лимфатической системе совершается в одном направлении — от тканей к большому грудному протоку, который расположен примерно в области сердца. В этом же направлении следует выполнять и манипу- ляции общего массажа. При сегментарно-рефлекторном массаже ход лимфотока не учитывается. Движение лимфы совершается крайне медленно. Она проходит через грудной проток всего 6 раз в сутки, тогда как полный оборот крови совершается за 20— 25 секунд. Русский физиолог В. А. Штанге отмечал, что скорость тока крови даже в крупных лимфатических сосудах достигает не более 4 мм/с, а после массажа она может увеличиться в 8 раз. Массаж, ускоряя движение лимфы, с одной стороны, увеличивает приток питательных веществ к тканям, а с другой — освобождает клетки от продуктов обмена и распада.
В человеческом организме все органы и функциональные системы взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Ни одну часть тела, ни один орган, особенно вовлеченный в патологический процесс, нельзя рассматривать изолированно. Режим этой сложной и многообразной деятельности организма во многом зависит от всевозможных раздражителей. Первой воспринимает раздражения из окружающего мира наша кожа. Она представляет собой обширное рецепторное поле, является периферической частью анализатора. Каждому поступающему извне раздражению соответствует свой вид кожной рецепции. Их всего четыре — холодовая, тепловая, болевая и тактильная. Прикосновение, давление массажа мы ощущаем благодаря тактильной рецепции. Кожа является первым непосредственным объектом массирования. Масса ее достаточно велика. Она составляет около 20 % от массы тела. Функции кожи многообразны — защитная, терморегуляционная, дыхательная, обменная. Железы кожи вырабатывают пот, кожное сало, кожа активно участвует в синтезе витаминов, а также в общем обмене веществ — водном, солевом, белковом, углеводном, жировом и т. д. В коже расположена разветвленная сеть нервов, лимфатических и кровеносных сосудов (капилляров). Кожа участвует в регуляции кровообращения, в случае необходимости уменьшая или усиливая приток крови к органам. Влияющим на организм моментом массажа является механическое раздражение тканей специальными приемами (поглаживание, растирание, разминание и т.д.). Их многообразие позволяет применять различные воздействия в самом широком диапазоне — от очень слабых до достаточно сильных. Воздействие на ткани приемами массажа вызывает возбуждение рецепторов. Они распределены по всему телу. Это рецепторы кожи, рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы), рецепторы внутренних органов (интерорецепторы), рецепторы, приходящие в возбуждение при изменении давления на органы и стенки сосудов(барорецепторы). Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Возникшие в ней нервные импульсы со скоростью до 60 м/с поступают в центральную нервную систему. Следовательно, энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения, что является начальным звеном цепи нервно-рефлекторных реакций в механизме действия массажа на организм. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных (афферентных) импульсов передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему (спинной мозг, мозжечок, функциональные образования ствола головного мозга и др.), далее достигают коры больших полушарий головного мозга, где синтезируются в общую сложную реакцию и вызывают различные функциональные сдвиги в организме. Известный датский физиолог А. Крог (1874—1949) доказал, что под влиянием массажа (особенно разминания) количество работающих капилляров увеличивается в несколько десятков раз (от 9 до 140), в результате чего убыстряется ток крови. Это, в свою очередь, способствует уменьшению содержания молочной кислоты в мышцах и выведению органических кислот.
Дифференцированная артикуляционная гимнастика. В идеале она выполняется через 20-30 минут после массажа. Оптимальным является выполнение логопедического массажа курсами, которые проводятся следующим образом: после первого перерыв должен быть минимум 3 месяца, а между вторым, третьим и т. д. - от 1,5 до 3 месяцев. В сложных случаях можно проводить не три, а более курсов в течение года. Хотелось бы обратить внимание на то, кому из специалистов дошкольного образовательного учреждения удобнее всего проводить с детьми коррекционную работу с помощью следующих нетрадиционных методов: ароматерапия - логопеду, психологу, воспитателю; хромотерапия·- логопеду, психологу, воспитателю, музыкальному руководителю звукотерапия - логопеду, психологу, воспитателю, музыкальному руководителю; куклотерапия - воспитателю сказкотерапия - воспитателю, логопеду; апитерапия - медицинскому работнику фитотерапия - медицинскому работнику; физиотерапия - медицинскому работнику; лечебная физкультура - медицинскому работнику; массажные комплексы: развитие ручного праксиса - логопеду, воспитателю; развитие тактильных ощущений - логопеду, воспитателю; релаксация - логопеду; • массаж - логопеду, медицинской сестре; •дифференцированная артикуляционная гимнастика - логопеду.
Массаж. Долгие годы практической работы показали, что использование различных видов массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений (в частности, вследствие дизартрии, функциональной и органической дислалии, алалии, обусловленной недоразвитием корковых зон, и афазии, вследствие локальных поражений головного мозга) значительно повышает ее эффективность. Наша цель как логопедов - максимально развить методику массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка. Далее следует выполнение выбранных видов массажа. Не забудьте, закончив массаж, поднести руки под холодную проточную воду, чтобы освободиться от неправильно направленной статической энергии, полученной во время проведения процедуры.
Голову при этом следует мягко опустить, ноги согнуть в коленях под прямым углом и слегка расставить их в стороны, руки со свисающими вовнутрь кистями согнуть в локтях Основной позой для релаксации сидя является так называемая поза кучера. Она широко используется при коррекции заикания. Так достигается максимальное расслабление всех мышц тела. Сидящий в позе кучера должен сохранять равновесие без смещения туловища вперед или назад и положить на бедра. Наиболее частой ошибкой при выполнении позы кучера является излишний наклон туловища вперед, что приводит к повышению напряжения в мышцах шеи и спины. Поэтому особенно внимательно надо следить за тем, чтобы плечевые суставы находились над тазобедренными. При наличии условий рекомендуется, сидя в мягком кресле с подлокотниками, принять позу авиапассажира. В этой позе спина и затылок опираются о спинку кресла или валик для головы, руки лежат на подлокотниках, согнутые в локтевых суставах, ноги слегка разведены, носки расставлены немного врозь. Для создания максимальной релаксации можно подложить небольшие мягкие валики под поясницу и колени.
Релаксация. Секрет успешного массажа состоит в предварительной релаксации (расслаблении). Релаксационные упражнения подготавливают ребенка к массажу. Сеанс любого массажа желательно начинать с приемов общего расслабления. В принципе релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено. Рассмотрим некоторые из релаксационных поз. 1. Наиболее оптимальной является поза лежа на спине. Голову нужно положить на плоскую подушку (мышцы шеи при этом легче расслабляются); руки слегка согнуть в локтях, ладони повернуты вниз, не касаются туловища. Ноги должны быть слегка разведены и немного согнуты в коленях, для чего под них следует подложить маленькие валики. 2. Лежа на правом боку. Первый вариант. Правые руку и ногу вытянуть вдоль туловища, а левые - полусогнуть и выставить вперед. Второй вариант. Правую ногу вытянуть вдоль туловища, а левую полусогнуть и выдвинуть вперед. Ладонь левой руки положить на бедро, правую руку согнуть в локте и выдвинуть вперед ладонью вверх на уровне лица.
Развитие тактильных ощущений. С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Для развития тактильной чувствительности можно рекомендовать следующие упражнения. Предложите ребенку: • выложить с помощью мелких предметов (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на картон; • выполнить мозаику из пластилиновых шариков; • вылепить геометрические фигуры, цифры, буквы; • определить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притрагивается педагог (педагог в произвольном порядке касается пальцев ребенка, а он должен при этом назвать их); • с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой); • с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой, с закрытыми глазами ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих других; • с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные>> на его правой и левой руках педагогом; • поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли.
Упражнения по развитию мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике. К ним относятся: 1. Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета: внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование; дорисовывание второй половины рисунка, его деталей, рисование по образцу и т. д. 2. Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета: • плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков; • вышивание, вязание; • имитация жестом различных конкретных предметов, действий. 3. Упражнения по выработке мускульной памяти, которая непосредственно подготавливает руку ребенка к письменной речи: • отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками; нажимание кнопки пульверизатора; • выкладывание букв из счетных палочек и шнурка; • игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук) и т. д. Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знания о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.
Развитие ручного праксиса. Кончики пальцев рук - это «второй мозг>>. Еще великий немецкий философ И. Кант (1724-1804) писал, что рука является вышедшим наружу мозгом человека. Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если ребенок посещает речевую группу, то работа по развитию ручного праксиса и тактильных ощущений проводится на подгрупповых занятиях. Вообще развитие мелкой моторики любого вида является мощным тонизирующим фактором. Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что если он в семимесячном возрасте может вытащить из кулачка только указательный палец, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологичную речь. Обращайте внимание на то, какая у ребенка рука ведущая. У детей с доминантным левым полушарием лучше работает правая рука, а с доминантным правым полушарием левая. Сейчас леворуких детей становится все больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой, и левой рукой, так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, можно напомнить родителям, что нет необходимости переучивать ребенка-левшу работать только правой рукой. Это чревато для него довольно серьезными последствиями: могут возникнуть негативные проявления психики, неврозы.
Мед Апитерапия - это лечение продуктами пчеловодства усваивается в организме человека на 100% и обладает легким снотворным, успокаивающим, послабляющим действием. Оно помогает при бессоннице, неврозах, повышает работоспособность. Использовать апитерапию, физиотерапию, фитотерапию, лечебную физкультуру в работе с детьми могут только соответствующие медицинские работники. Для применения куклотерапии необходим набор игровых пособий и кукол (часто используются куклы без лица, а их эмоциональное состояние выражает сам ребенок). Для применения же сказкотерапии ребенок должен быть знаком с определенным количеством текстов сказок. Эти два вида терапии развивают воображение, коммуникативную функцию, помогают снять состояние страха, тревожности, агрессии, способствуют творческому самовыражению ребенка.