Делюсь преображением Владимирской иконы Божией Матери! Под потемневшим окладом, за слоями времени и пыли скрывался нежный, трогательный образ - один из самых любимых и узнаваемых в православной традиции. Ай
Реставрация икон. Ангелина Тодорова
911
подписчиков
📌 художник-реставратор …
Реставрация — это всегда путешествие во времени. Сегодня делюсь завершённой работой над подокладной иконой «Господь Вседержитель». Эта икона XIX века привлекла меня своей сложной, изящной личной живописью. Но самое интересное — это сам образ Христа. Здесь он представлен в одной из редких разновидностей иконографии Пантократора: без традиционной книги в левой руке, а с державой и скипетром — символами верховной власти. Интересно, что этот образ не имеет строго закреплённого названия. Чаще всего такие иконы называют просто «Господь Вседержитель», но он перекликается с другим редким изображением — «Царь Царем». Там Христос уже в царских одеждах, на троне, с короной на голове, а рядом Богородица и Иоанн Предтеча. Каждая реставрация — это не только восстановление живописи, но и возможность заново открыть для себя уникальные нюансы иконографии. А значит, продолжать изучать, восхищаться и делиться с вами такими открытиями. Как вам этот образ Христа? Встречали ли вы подобные иконы?
Хочу поделиться с вами преображением этой иконы Святого Николая Чудотворца, изображённого с поясными фигурами Иисуса Христа и Богоматери. Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в христианском мире. Он стал первым святым, не относящимся к евангельской эпохе, чей образ вошёл в традиционную молитвенную композицию Деисуса. В ранних русских иконах рядом с его изображением часто писали других святых — покровителей семьи заказчика. Однако с конца XIII века на этом месте утвердились образы Христа и Богородицы, подносящих святителю Евангелие и омофор — символы его архиерейского сана. Реставрация этой иконы была особенно сложной: деревянная основа раскололась надвое и требовала склеивания. Также было проведено сложное укрепление красочного слоя, который очень сильно отставал от основы. Реставрация таких произведений требует кропотливой работы и терпения, но результат оправдывает все усилия!
Сегодня хочу поделиться с вами фотографиями иконы Знамение Пресвятой Богородицы до и после реставрации. Эта икона относится к иконописному типу «Оранта» — изображение Богородицы с молитвенно поднятыми руками и медальоном, в котором изображён Иисус Христос. Она рассказывает о миссии, которую выполняет Бог в образе человека, совершая жертву ради спасения христиан и всего человечества. В этом и заключается знамение, которое должен понять христианин, глядя на этот образ. Икона уже была в реставрации, но, к сожалению, предыдущий специалист оказался недостаточно компетентным. Грунт был нанесён прямо на оригинальную живопись, а тонировки полностью искажали её. Это добавило мне работы, ведь пришлось удалить все предыдущие вмешательства и восстанавливать икону заново. Но, несмотря на все трудности, я очень довольна результатом и горжусь своей работой!
Сегодня хочу показать вам реставрацию иконы «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками». Основная сложность заключалась в восполнении утрат живописи. Здесь важно было не просто дорисовать утраченные фрагменты, а точно попасть в авторский стиль, чтобы сохранить подлинность образа. К тому же живопись очень миниатюрная, поэтому работа требовала предельной внимательности и точности. Но самое главное — сохранить историю. Я стремлюсь не просто «обновить» икону, а бережно вернуть её к жизни, уважая авторский замысел.
Хочу показать вам преображение иконы Божьей Матери «Троеручица» после реставрации. Работа над ней была долгой и кропотливой, так как икона находилась под слоем поздней записи, которую необходимо было удалить. Но результат стоил всех усилий — под слоями записи открылась прекрасная оригинальная живопись, скрытая десятилетиями. В прошлом не существовало профессиональной реставрации в современном понимании этого слова, поэтому любые изменения, такие как потемневший лак или утрата красочного слоя, просто закрашивались заново. Такие записи искажали первоначальный облик иконы, скрывая детали, задуманные мастером.
Закончила реставрацию иконы "Святая Княгиня Ольга", выполненной в технике хромолитографии — печатного изображения, наклеенного на доску или металл. Особенность этой иконы — маркировка: "Хромо-Литография Киево-Печерской Лавры. 4 ноября 1902 год." А это значит, что иконе уже более 120 лет! В процессе реставрации передо мной стояла важная задача — удаление старого лака, который со временем исказил истинные цвета изображения. Каждая реставрация — это не просто работа, а настоящее путешествие в прошлое. Трогательно осознавать, что ты прикасаешься к частичке истории, сохраняя ее для будущих поколений.
Показываю завершенную реставрацию иконы "Царь славы". Вокруг её названия существует немало споров. Одним из наиболее точных вариантов считается "Царь Царей", также известное как "Царь Царем" в старорусском стиле. Историки утверждают, что "Царь Славы" изображает Иисуса Христа в гробу, типичный для икон "Христос во гробе". Эти оба названия употребляются с XIX века и оба считаются верными. Интересно, что икона в плане иконографии относится именно к композиции "Христос во гробе", однако на ней есть надпись "Господь Вседержитель". Реставрация была сложной: два угла были утрачены и обожжены, и их пришлось восстанавливать. К тому же были значительные утраты живописи, включая лик Богоматери, который нужно было воссоздавать в авторской манере. Множество участков живописи отходили вместе с паволокой. Работы было проведено очень много, и результат того стоит!
Хочу поделиться с вами еще одной завершенной реставрацией иконы "Святая Троица". Мой главный принцип в работе — это сохранение первоначального облика иконы, без вмешательства в авторскую живопись. Я считаю, что это очень важно для каждого реставратора. Мы не должны превращать произведение искусства в нечто новое, а должны стремиться вернуть ему его первозданную красоту. Данная икона требовала укрепления, восполнения утрат грунта и воссоздания ликов. Воссоздание ликов было особенно сложным процессом, требующим тщательного исследования и анализа. Я искала аналоги, близкие к данной иконе, и, опираясь на авторскую живопись, создавала новые образы.
Хочу поделиться результатами реставрации сложной и сильно утраченной иконы — Святого Николая Чудотворца, предположительно датируемой XIX веком. Процесс реставрации включал несколько ключевых этапов: укрепление древесины и восполнение ее утрат, расчистку тыльной стороны, укрепление живописи с красочным слоем, восполнение всех утрат грунта и воссоздание изображения. Особое внимание было уделено воссозданию изображения. Я тщательно изучала сохранившиеся фрагменты и исторические источники, чтобы максимально точно восстановить первоначальный облик иконы. В результате работы икона Святого Николая Чудотворца обрела свой первоначальный вид!
Реставрация иконы «Господь Вседержитель». Всегда очень интересно рассматривать фото до/ после реставрации, появляется ощущение магии и волшебства, однако за этим всегда кроется кропотливый труд реставратора!
Еще одна законченная работа! Икона «Успение Богородицы» написана в палехском стиле, который отличается ювелирной тщательностью проработки всех образов. Интересные результаты принесли исследования иконы: у Святых, изображенных на полях, были стерты подписи, но путем сравнительного анализа удалось выяснить, что это Бессребреники Косма и Дамиан - чудотворцы и врачи. Как известно, на полях изображаются святые - покровители заказчика, поэтому можем предположить, что заказчик этой иконы тоже был врачом!