Найти в Дзене
Делюсь преображением Владимирской иконы Божией Матери! Под потемневшим окладом, за слоями времени и пыли скрывался нежный, трогательный образ - один из самых любимых и узнаваемых в православной традиции. Ай
4 месяца назад
Реставрация — это всегда путешествие во времени. Сегодня делюсь завершённой работой над подокладной иконой «Господь Вседержитель». Эта икона XIX века привлекла меня своей сложной, изящной личной живописью. Но самое интересное — это сам образ Христа. Здесь он представлен в одной из редких разновидностей иконографии Пантократора: без традиционной книги в левой руке, а с державой и скипетром — символами верховной власти. Интересно, что этот образ не имеет строго закреплённого названия. Чаще всего такие иконы называют просто «Господь Вседержитель», но он перекликается с другим редким изображением — «Царь Царем». Там Христос уже в царских одеждах, на троне, с короной на голове, а рядом Богородица и Иоанн Предтеча. Каждая реставрация — это не только восстановление живописи, но и возможность заново открыть для себя уникальные нюансы иконографии. А значит, продолжать изучать, восхищаться и делиться с вами такими открытиями. Как вам этот образ Христа? Встречали ли вы подобные иконы?
5 месяцев назад
Хочу поделиться с вами преображением этой иконы Святого Николая Чудотворца, изображённого с поясными фигурами Иисуса Христа и Богоматери. Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в христианском мире. Он стал первым святым, не относящимся к евангельской эпохе, чей образ вошёл в традиционную молитвенную композицию Деисуса. В ранних русских иконах рядом с его изображением часто писали других святых — покровителей семьи заказчика. Однако с конца XIII века на этом месте утвердились образы Христа и Богородицы, подносящих святителю Евангелие и омофор — символы его архиерейского сана. Реставрация этой иконы была особенно сложной: деревянная основа раскололась надвое и требовала склеивания. Также было проведено сложное укрепление красочного слоя, который очень сильно отставал от основы. Реставрация таких произведений требует кропотливой работы и терпения, но результат оправдывает все усилия!
5 месяцев назад
Сегодня хочу поделиться с вами фотографиями иконы Знамение Пресвятой Богородицы до и после реставрации. Эта икона относится к иконописному типу «Оранта» — изображение Богородицы с молитвенно поднятыми руками и медальоном, в котором изображён Иисус Христос. Она рассказывает о миссии, которую выполняет Бог в образе человека, совершая жертву ради спасения христиан и всего человечества. В этом и заключается знамение, которое должен понять христианин, глядя на этот образ. Икона уже была в реставрации, но, к сожалению, предыдущий специалист оказался недостаточно компетентным. Грунт был нанесён прямо на оригинальную живопись, а тонировки полностью искажали её. Это добавило мне работы, ведь пришлось удалить все предыдущие вмешательства и восстанавливать икону заново. Но, несмотря на все трудности, я очень довольна результатом и горжусь своей работой!
6 месяцев назад
Сегодня хочу показать вам реставрацию иконы «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками». Основная сложность заключалась в восполнении утрат живописи. Здесь важно было не просто дорисовать утраченные фрагменты, а точно попасть в авторский стиль, чтобы сохранить подлинность образа. К тому же живопись очень миниатюрная, поэтому работа требовала предельной внимательности и точности. Но самое главное — сохранить историю. Я стремлюсь не просто «обновить» икону, а бережно вернуть её к жизни, уважая авторский замысел.
6 месяцев назад
Хочу показать вам преображение иконы Божьей Матери «Троеручица» после реставрации. Работа над ней была долгой и кропотливой, так как икона находилась под слоем поздней записи, которую необходимо было удалить. Но результат стоил всех усилий — под слоями записи открылась прекрасная оригинальная живопись, скрытая десятилетиями. В прошлом не существовало профессиональной реставрации в современном понимании этого слова, поэтому любые изменения, такие как потемневший лак или утрата красочного слоя, просто закрашивались заново. Такие записи искажали первоначальный облик иконы, скрывая детали, задуманные мастером.
6 месяцев назад
Закончила реставрацию иконы "Святая Княгиня Ольга", выполненной в технике хромолитографии — печатного изображения, наклеенного на доску или металл. Особенность этой иконы — маркировка: "Хромо-Литография Киево-Печерской Лавры. 4 ноября 1902 год." А это значит, что иконе уже более 120 лет! В процессе реставрации передо мной стояла важная задача — удаление старого лака, который со временем исказил истинные цвета изображения. Каждая реставрация — это не просто работа, а настоящее путешествие в прошлое. Трогательно осознавать, что ты прикасаешься к частичке истории, сохраняя ее для будущих поколений.
6 месяцев назад
Показываю завершенную реставрацию иконы "Царь славы". Вокруг её названия существует немало споров. Одним из наиболее точных вариантов считается "Царь Царей", также известное как "Царь Царем" в старорусском стиле. Историки утверждают, что "Царь Славы" изображает Иисуса Христа в гробу, типичный для икон "Христос во гробе". Эти оба названия употребляются с XIX века и оба считаются верными. Интересно, что икона в плане иконографии относится именно к композиции "Христос во гробе", однако на ней есть надпись "Господь Вседержитель". Реставрация была сложной: два угла были утрачены и обожжены, и их пришлось восстанавливать. К тому же были значительные утраты живописи, включая лик Богоматери, который нужно было воссоздавать в авторской манере. Множество участков живописи отходили вместе с паволокой. Работы было проведено очень много, и результат того стоит!
6 месяцев назад
Хочу поделиться с вами еще одной завершенной реставрацией иконы "Святая Троица". Мой главный принцип в работе — это сохранение первоначального облика иконы, без вмешательства в авторскую живопись. Я считаю, что это очень важно для каждого реставратора. Мы не должны превращать произведение искусства в нечто новое, а должны стремиться вернуть ему его первозданную красоту. Данная икона требовала укрепления, восполнения утрат грунта и воссоздания ликов. Воссоздание ликов было особенно сложным процессом, требующим тщательного исследования и анализа. Я искала аналоги, близкие к данной иконе, и, опираясь на авторскую живопись, создавала новые образы.
6 месяцев назад
Хочу поделиться результатами реставрации сложной и сильно утраченной иконы — Святого Николая Чудотворца, предположительно датируемой XIX веком. Процесс реставрации включал несколько ключевых этапов: укрепление древесины и восполнение ее утрат, расчистку тыльной стороны, укрепление живописи с красочным слоем, восполнение всех утрат грунта и воссоздание изображения. Особое внимание было уделено воссозданию изображения. Я тщательно изучала сохранившиеся фрагменты и исторические источники, чтобы максимально точно восстановить первоначальный облик иконы. В результате работы икона Святого Николая Чудотворца обрела свой первоначальный вид!
6 месяцев назад
Реставрация иконы «Господь Вседержитель». Всегда очень интересно рассматривать фото до/ после реставрации, появляется ощущение магии и волшебства, однако за этим всегда кроется кропотливый труд реставратора!
7 месяцев назад
Еще одна законченная работа! Икона «Успение Богородицы» написана в палехском стиле, который отличается ювелирной тщательностью проработки всех образов. Интересные результаты принесли исследования иконы: у Святых, изображенных на полях, были стерты подписи, но путем сравнительного анализа удалось выяснить, что это Бессребреники Косма и Дамиан - чудотворцы и врачи. Как известно, на полях изображаются святые - покровители заказчика, поэтому можем предположить, что заказчик этой иконы тоже был врачом!
7 месяцев назад