Найти в Дзене
Бронк А. О причинах невозможности беспредпосылочного и в этом смысле объективного изучения религии
Проблема объективности в науке о религии рассматривается в статье как в перспективе истории науки, так и по существу. Обосновывая невозможность полностью беспредпосылочного и в этом смысле объективного религиоведческого знания, автор считает, что идея теистического либо атеистического религиоведения посягает на саму суть науки как познавательной деятельности, нацеленной на достижение интерсубъективно контролируемой истины. При этом мировоззренческим предпосылкам исследователя должна быть приписана прежде всего эвристическая функция...
2 года назад
Синто (Энциклопедия религий. Брайан Бокин. Пер. с англ. Александры Бурыкиной)
Синто – термин, который чаще всего переводят с японского языка как «путь богов». В широком смысле, он обозначает почитание различных японских ками (богов). В современной Японии, этим термином обозначаются формы ритуальных практик и верований, сосредоточенных в синтоистских святилищах (дзиндзя, букв. «обиталище ками»), которые институционально отделены от буддийских храмов. Однако почитанием ками в Японии занимаются не только в рамках синтоизма, т.к. практически каждый человек, поклоняющийся ками в святилище – это буддист и/или член одного из новых религиозных движений современной Японии...
2 года назад
Нильс Г. Хольм. Мистика и духовность
Мистика и духовность — понятия трудноразличимые. Традиционно мистика понимается как путь к достижению гармонии внутреннего духовного мира, в рамках которого человек способен достичь единения с Божественной Сущ­ностью. Такие традиционные толкования можно найти во всех мировых религиях, и начиная со времени Вильяма Джеймса (WilliamJames), то есть еще более ста лет на­зад, элементы мистики в различных религиях стали пред­метом анализа. Духовность представляет собой концепт, который под­разумевает различные толкования...
2 года назад
Филиппов А.К. Многообразие теистического опыта: образ бога в кинематографе
Изучение религиозных аспектов культуры в настоящее время является одним из наиболее интересных современных религиоведческих исследований. К примеру, междисциплинарный анализ религии в кинематографе стал основной темой статей и дискуссий, публикующихся в издаваемом Университетом Небраски журнале «Journal of Religion and Film». Нижеследующее исследование раскрывает одну из граней этой чрезвычайно обширной и весьма интересной темы. *** За сто лет существования кинематографа образ персонифицированного...
2 года назад
Луи Дюпре. Мистицизм (часть 2). Энциклопедия
Часть первая Мистицизм любви: современный христианский мистицизм и суфизм. Во всех западных религиях существовали мистики любви. В иудаизме, христианстве и исламе были известны собственные формы духовного эроса. Выделяя любовь как характерную черту некоторых движений в особенности, я ограничиваю этот термин теми из них, в которых доминировала личная любовь к Богу, а именно суфизмом и духовными движениями, постепенно распространявшимися в западном христианстве с конца средних веков. В хронологическом порядке суфизм предшествует христианскому любовному мистицизму...
2 года назад
Луи Дюпре. Мистицизм (часть 1). Энциклопедия
Ни одно определение не смогло бы быть одновременно содержательным и достаточно емким, чтобы охватить все опыты, которые в том или ином смысле называются «мистическими». В 1899 г. Дин У. Р. Инг составил список из двадцати пяти определений. С тех пор исследование мировых религий значительно продвинулось, и повсеместно распространились новые, якобы мистические культы. Этимология данного термина почти не помогает сформулировать точное определение. Вероятно, в греческих мистериях глагол muein («хранить молчание») указывал на сокровенность обрядов инициации...
2 года назад
Яблоков И.Н. Самоидентификация религиоведения в современной России. К дискуссии в отечественной литературе
Доклад на конференции «Российское философское сообщество: история, современное состояние, перспективы развития» 3 октября 2014 года. Конференция на тему «Российское философское сообщество: история, современное состояние, перспективы развития» задает и задачу рассмотрения процессов институциализации, самоидентификации и тематизации религиоведения, поскольку развитие последнего тесно связано с развитием философии, несмотря на то, что лишь незначительная часть религиоведческих подразделений (отделения, кафедры, центры) встроена в философские факультеты...
2 года назад
Грегори Аллес. Религия[1]. Энциклопедия
Статья [«Религия»] Уинстона Кинга (Winston King) в первом издании «Энциклопедии религии» прекрасно характеризует ставшую классической в религиоведении установку: религия – результат опыта особого типа, который Кинг называет «осознание глубины» (depth-awareness). Однако к моменту выхода первого издания энциклопедии [1987], вокруг так этой позиции уже велись жаркие дискуссии. Действительно, в рассуждениях Кинга обнаруживается несколько характерных недостатков: это, например, сложное и потому неясное...
2 года назад
Сафронов Р.О. Изучение сект в советском религиоведении: терминология и подходы
В статье рассматривается история изучения сектантства в СССР. Прежде всего, в работе показано, что советская исследовательская традиция не возникала на пустом месте, а является «диалектическим» – в том смысле, что строится одновременно на продолжении и на отрицании – продолжением дореволюционной «сектоведческой» традиции. Кроме того, в статье аргументируется, что сама советская традиция зиждется на двойственном – заложенном еще В.И. Лениным – понимании сектантства как примера классовой борьбы (и потому положительного) и при этом примера религиозного (и потому отрицательного)...
2 года назад
Томас Ахелис. Задача и понятие науки о религии / Очерк сравнительного изучения религии, Введение, §1[1]
Религиозно-научные исследования характеризуются крайним разнообразием точек зрения. Столь же разнообразны и те выводы, к каким они приводят. Но, несмотря на то, здесь, все же, достигнуто некоторое принципиальное согласие. Все согласны с тем, что, наряду с соответствующим психологическим и теоретико-познавательным анализом, в исследованиях о религии должно быть уделено возможно больше места широкому историческому освещению данного материала. Другими словами, здесь, как и всюду, опыт и мышление, эмпирия...
2 года назад
Загробная жизнь: представления германцев. Энциклопедия
Представления древних скандинавов, дающие нам наиболее детализированную информацию о дохристианской религии германцев, изображают несколько вариантов загробной жизни. Все они могут быть сведены к двум основным противоположным концепциям. С одной стороны, мертвые оказывались в одном из нескольких залов в зависимости от обстоятельств своей смерти. С другой стороны, мертвые зачастую  оставались на земле, пребывая либо внутри своей могилы, либо просто покидали тело и оставались где-то неподалеку, беспокоя своих бывших соседей...
2 года назад
Тюрин А.И. Рене де Нэбески-Войковиц об инструментах бонских сакральных практик
Среди исследователей тибетской религиозной культуры, посещавших Тибет до китайского вторжения 1950 года, вопросами культовых сторон, исторически восходящих к религии бон, занимался австрийский этнограф чешского происхождения Рене Марио де Нэбески-Войковиц[1] (1923 – 1959). Он обучался и преподавал в Венском университете, а также обучался в Италии у знаменитого тибетолога и историка буддизма Джузеппе Туччи (1894 – 1984). Завершив своё исследовательское путешествие по Гималайскому региону в 1953 году,...
2 года назад