О ближайшем будущем соцсетей и метавселенных #RIPTwitter в трендах: Twitter уволит до 7000 сотрудников. Не поедут они больше на работу по велодорожкам. Не скрасит звонок канатного сан-францисского трамвая их рабочие совещания. Не хорошо и в Meta. Там уволят до 11 000 американских хипстеров, а сама компания к концу 2022 подешевеет на 70%. Здесь же вспоминается ажиотаж февраля 2021 вокруг Clubhouse, чьё название всё сложнее вспоминать. Мне — человеку, чей обычный краснодарский комфорт обеспечивают те же соцсети — как-то не злорадствуется. Аккуратные прогнозы пророчат соцсетям кризис. В начавшемся десятилетии эйфории от соцсетей, действительно, поубавилось. Новые массовые форматы никто так и не придумал. Короткие видео — последнее, что навело революцию (хотя граница между новыми тикитоками и старыми вайнами зыбкая). Развлечение, как миссию ранних соцсетей, потеснили фейковые новости, эхо-камеры, кибербулинги, тотальные слежки, реальные сроки за намерения (а не за действия) и прочие несчастья обычной жизни. Что будет с соцсетями дальше и к чему готовиться? Для эволюции соцсетям нужна новая технологическая основа. С нынешней (интерактивная мобильная или веб-платформа) уже всё выжали. И у эволюции два пути — web 3.0 (то есть децентрализация) и метавселенные. Первый путь на словах очень скучный, и в нём интернет целиком превращается в соцсеть, где равноправие, нет серверов и модераторов, блокирующих вашу инсту за сосочные ареолы. Всё держится на морали, честном слове или хотя бы беспристрастном искусственном интеллекте. Про роль государства и рекламы в статьях о web 3.0 обычно молчат, но да, вся эта история попахивает анархией и безгосударственным обществом. Второй вариант веселее. Метавселенная уничтожит суррогаты социального действия — лайки, комментарии, шеры, подписки. Вместо этого можно высказать всё человеку в виртуальное лицо, похлопать его по виртуальному плечу или изнасиловать его виртуальную плоть (чем вам не дизлайк?). Вероятно, ассортимент социальных действий пополнится и такими, для которых аналогов в реальности нет вовсе; появятся свои ритуалы и даже этикет. И лет через 10 мы запоем песню о том, что раньше было лучше. Сейчас метавселенные недооценивают так же, как лет 15 назад недооценивали соцсети. Метавселенные выглядят как игры, потому что видеоигры — как раз их технологическая основа. Вообще, онлайн-режим любой видеоигры в социологическом смысле — это соцсеть, то есть структура, в которую добровольно объединились люди и добровольно взаимодействуют. В онлайн-режимах игроки выходят за рамки сюжета, и эта непредсказуемость обогащает игру круче новых миссий или локаций. Живучесть GTA Online, в которой за 10 лет разработчики почти ничего толком не поменяли, обеспечивается не скриптами, а именно людьми, которые там непредсказуемо (в определённой степени) взаимодействуют друг с другом. Если из какой-нибудь такой игры убрать вообще все ограничения на взаимодействия, получится метавселенная. Только представьте! Туда быстро придут бренды и начнут строить виртуальные магазины. Виртуальные риелторы будут продавать землю рядом с виртуальными домами знаменитостей. Мужья будут изменять жёнам с виртуальными телами и душами любовниц. Дети смогут придумывать виртуальные игры и играть с друзьями по своим правилам. Дизайнеры будут создавать виртуальные коллекции виртуальной одежды. И представлять не надо — это уже происходит где-то на соседнем сервере. https://vk.com/video-226795102_456239022?access_key=d6c04216c096f2682a
6 месяцев назад