Найти тему
О ближайшем будущем соцсетей и метавселенных #RIPTwitter в трендах: Twitter уволит до 7000 сотрудников. Не поедут они больше на работу по велодорожкам. Не скрасит звонок канатного сан-францисского трамвая их рабочие совещания. Не хорошо и в Meta. Там уволят до 11 000 американских хипстеров, а сама компания к концу 2022 подешевеет на 70%. Здесь же вспоминается ажиотаж февраля 2021 вокруг Clubhouse, чьё название всё сложнее вспоминать. Мне — человеку, чей обычный краснодарский комфорт обеспечивают те же соцсети — как-то не злорадствуется. Аккуратные прогнозы пророчат соцсетям кризис. В начавшемся десятилетии эйфории от соцсетей, действительно, поубавилось. Новые массовые форматы никто так и не придумал. Короткие видео — последнее, что навело революцию (хотя граница между новыми тикитоками и старыми вайнами зыбкая). Развлечение, как миссию ранних соцсетей, потеснили фейковые новости, эхо-камеры, кибербулинги, тотальные слежки, реальные сроки за намерения (а не за действия) и прочие несчастья обычной жизни. Что будет с соцсетями дальше и к чему готовиться? Для эволюции соцсетям нужна новая технологическая основа. С нынешней (интерактивная мобильная или веб-платформа) уже всё выжали. И у эволюции два пути — web 3.0 (то есть децентрализация) и метавселенные. Первый путь на словах очень скучный, и в нём интернет целиком превращается в соцсеть, где равноправие, нет серверов и модераторов, блокирующих вашу инсту за сосочные ареолы. Всё держится на морали, честном слове или хотя бы беспристрастном искусственном интеллекте. Про роль государства и рекламы в статьях о web 3.0 обычно молчат, но да, вся эта история попахивает анархией и безгосударственным обществом. Второй вариант веселее. Метавселенная уничтожит суррогаты социального действия — лайки, комментарии, шеры, подписки. Вместо этого можно высказать всё человеку в виртуальное лицо, похлопать его по виртуальному плечу или изнасиловать его виртуальную плоть (чем вам не дизлайк?). Вероятно, ассортимент социальных действий пополнится и такими, для которых аналогов в реальности нет вовсе; появятся свои ритуалы и даже этикет. И лет через 10 мы запоем песню о том, что раньше было лучше. Сейчас метавселенные недооценивают так же, как лет 15 назад недооценивали соцсети. Метавселенные выглядят как игры, потому что видеоигры — как раз их технологическая основа. Вообще, онлайн-режим любой видеоигры в социологическом смысле — это соцсеть, то есть структура, в которую добровольно объединились люди и добровольно взаимодействуют. В онлайн-режимах игроки выходят за рамки сюжета, и эта непредсказуемость обогащает игру круче новых миссий или локаций. Живучесть GTA Online, в которой за 10 лет разработчики почти ничего толком не поменяли, обеспечивается не скриптами, а именно людьми, которые там непредсказуемо (в определённой степени) взаимодействуют друг с другом. Если из какой-нибудь такой игры убрать вообще все ограничения на взаимодействия, получится метавселенная. Только представьте! Туда быстро придут бренды и начнут строить виртуальные магазины. Виртуальные риелторы будут продавать землю рядом с виртуальными домами знаменитостей. Мужья будут изменять жёнам с виртуальными телами и душами любовниц. Дети смогут придумывать виртуальные игры и играть с друзьями по своим правилам. Дизайнеры будут создавать виртуальные коллекции виртуальной одежды. И представлять не надо — это уже происходит где-то на соседнем сервере. https://vk.com/video-226795102_456239022?access_key=d6c04216c096f2682a
6 месяцев назад
Пост будет как серия «Гриффинов»: с долгим вступлением, не относящимся к сути. Суть начнётся с 6 абзаца (выделен жирным). С 2022 Краснодар перестал быть центром Краснодарского края. Теперь — надо ли нам на море, в Москву или за границу — мы покупаем билет на поезд до Сочи. Для этого есть «Ласточка» и скорые поезда — их плацкарты раскупают в первую очередь. Есть простые электрички — в них люди рискуют ехать стоя. Для нерасторопных остаётся самый негуманный вариант — медленные ночные поезда. На каждые 20 минут хода без интернета — 20 минут стоянки без кондиционера. Сон не посмотришь, риллсы не потребишь — приходится читать книги. За 7 часов поездки я осилил ¼ книги «Третья волна» Элвина Тоффлера. Это нон-фикшен об изменениях в обществе. Книга настолько прекрасна, что если её разложить на контент-план, вы залетите на десяток материнских капиталов. Наверное… Ещё на журфаке мне рассказали, что «Третья волна» — первоисточник многих понятий, которыми мы объясняем сегодняшний мир. Но в ночном поезде выяснилось другое: многие эти понятия цитируются неверно. Как оригинальная крылатая фраза из Древнего Рима — «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача», которая из-за превратного цитирования стала вдруг оправдывать фитоняшек и качков. Сегодня о клиповом мышлении. Термин «клиповое мышление» — современное ругательство. Школьник сидит в своих телефонах вместо чтения нудной «Анны Карениной»? Это всё клиповое мышление. Вы распинаетесь в бытовой политической дискуссии, а оппонент не внемлет вашим доводам? У него клиповое мышление, он не воспринимает нарративы. Проверьте: в вашем активном словарном запасе есть слово молодёжь? Значит, есть и клиповое мышление. Симптомы клипового мышления намекают на то, что это психический диагноз. Пациент не может мыслить системно, ему трудно концентрировать внимание на больших медиаформатах. Но в отличие от трендового СДВГ или особенностей когнитивного стиля, клиповое мышление — это не какое-то индивидуальное расстройство, а бич всего поколения. Представляете?! И даже виновник определён — эти ваши соцсети, тикитоки и игры. Блокируйте ютубы, запускайте «Бесогона». Но клипового мышления нет. Есть клиповая культура. Понятие еще 50 лет назад ввёл социолог Элвин Тоффлер, который, как и мы, впечатлялся быстрыми изменениями в медиапотреблении. Тогда только распространялось кабельное ТВ, обсуждались планы по оптоволоконной сети — в обществе Второй волны (индустриальном) зарождалось общество Третьей (информационное). В это время уже начался упадок большой национальной прессы, федеральным телеканалам зрители стали предпочитать кабельные. Зарождался VHS, расцветали альтернативные радиостанции, появились первые видеоигры. Человек стал получать много информации из разных источников. Картину мира человека формировала не одна газета, а сотни разных источников — новости на радио, ТВ-фильмы о дикой природе, беллетристика, реклама на билбордах, залповые телефонные разговоры по вечерам, ежемесячные порножурналы. Собственно, эти разрозненные сообщения — клипы — и сформировали клиповую культуру. Теперь она эволюционировала в умные ленты соцсетей, собравшие в себе миллион потенциальных источников информации. Называя культуру клиповой, Тоффлер даже не думал её критиковать. Напротив, так названное потом «клиповое мышление» — это главный навык для выживания в цивилизации Третьей волны, которая становится всё разнообразнее. Клиповое мышление — это всеядность, это способность быстро потреблять разный контент из разных источников. «Резко критикуя то, что они называют бедламом клип-культуры, люди Второй волны испытывают подавленное раздражение против средств информации. Публику Второй Волны, стремящуюся к готовым, установившимся моральным и идеологическим истинам прошлого, раздражают и дезориентируют клочки информации». Не бойтесь деградации и клипового мышления: смотрите свои тикитоки, слушайте 2-минутные песни, снимайте 1-секундные риллсы. Не произносите: «А раньше было лучше» — раньше времени. https://vk.com/clip-226795102_456239021
6 месяцев назад
Сильнее, чем люди, которые путаються в -тся и ться, меня злят граммар наци. Среди них есть особенно противные, которые такие берут и кокетничают: «Моя стопроцентная грамотность — моё проклятье; я везде вижу ошибки; о как утомительны эти неучи в интернетах». Я работаю с текстами: пишу свои, редактирую чужие. Тоже везде вижу ошибки (и тоже их совершаю).  Следую правилу, которое помогает не стать изгоем: если я понял сообщение, которое мне хотели донести, на ошибки адресанта можно забить. Сформировать мнение о человеке на основе его лингвистических косяков вам никто не запретит, но поправлять — моветон. Если лишний мягкий знак сделал первое предложение поста для вас непонятным, поправьте переспросите меня.  В работе, когда вы общаетесь от лица чужого бренда, забивать на ошибки нельзя. Будет странным, если у аудитории сформируется мнение о бренде на основе ошибок SMM-щика.  Иногда ошибаются намеренно. В нашу пост-мета-модерновую эпоху вездесущих граммар наци ловят с помощью «байта на комменты». Паблик или блогер в соцсетях допускает очевидную ошибку, чтобы спровоцировать приступ назидания у аудитории. Комментариев много, охваты высокие, комментаторы исправляют автора и чувствуют себя умными — всем хорошо! В семиотическом плане «ошибка» в воспроизводстве знаков или их сочетаний — это вообще обогатитель культуры. Авторы книг по семиотике этот тезис иллюстрируют Мандельштамом, который делал ошибки в стихах, употребляя деепричастные обороты без глагола. Идиостиль? Ага, маме дома это расскажешь! Иллюстрируют ещё художниками-дадаистами, которые 100 лет назад в попытке покончить с остатками академических канонов рвали газеты, бросали обрывки на клей и в таком виде фиксировали коллаж, «созданный по законам случая».  В сфере рекламного креатива придумали набор техник, которые помогают генерировать новые идеи, методично изувечивая ошибками старые. Если примеры неубедительные, загуглите «научные открытия, сделанные по ошибке».  Да, не всегда ошибки рождают шедевры. С другой стороны, точное следование канонам не приводит к шедеврам в принципе.  Вывод такой. В семиотическом плане в объективном мире нет ни правил, ни ошибок, ни знаков; что-то обретает значение («становится знаком») только в глазах смотрящего. Это я перефразировал избитую мысль о том, что если не можешь исправить ситуацию, измени своё отношение к ней. Ведь когда глаза, начитавшись Розенталя, закатываются от несовершенства чужих текстов в интернете, они уже не смогут разглядеть новое и прекрасное. А жить в мире, полном несовершенства… ну такое себе.
6 месяцев назад
Что было бы, если бы Краснодар был на экваторе
Сколько путешествовал, всегда замечаю, что южные города красивее северных. Исключения есть и в этом правиле, но в большинстве своём южный город — это насыщенные цвета, буйная зелень, не изувеченное перепадами температур и всевозможными видами осадков благоустройство. Если бы Краснодар был чуть ближе к экватору, он был бы ещё привлекательнее. Теперь я в этом уверен. Просто посмотрите на эти фото! На самом деле идея маленького фотопроекта "Krasnodar Vice" пришла во время очередной ежегодной тоски по лету...
6 лет назад
Вид изнутри: штаб-квартира Fasten
В феврале в Краснодаре начал работу новый сервис такси – Fasten. Новый он, как говорится, только на словах и из ничего не возник: бренд входит в группу компаний, среди которых есть небезызвестное такси «Сатурн», а само название Fasten явилось миру ещё три года назад. С тех пор бренд прекрасно работает на противоположной стороне Земли, в Бостоне и Остине. Но самое важное во всей этой истории то, что Fasten – вещь исконно кубанская. И главный офис расположен как раз в Краснодаре несмотря на весь географический размах...
6 лет назад