"Вышла замуж - терпи! - объявила бабушка моей знакомой, едва та намекнула ей о капризах мужа и о семейных неурядицах. - мы жили и не думали о разводах". Лена привыкла пожимать плечами, слушая бабулины рассказы об ее личной жизни. Ведь вся родня знает, что дедушка отличался покорным и терпеливым нравом и всю жизнь провел у жены "под башмаком". И все же порой ее охватывают сомнения - неужели советские люди были настолько высокоморальными или настолько опасались общественного осуждения, что жили под одной крышей с опостылевшей "половинкой" до гробовой доски? "СССР был очень разным", - напоминают нам воспоминания современников, исторические труды и художественная проза. Одним из первых решений молодого Советского государства стала максимальная либерализация брачных отношений. Если до октября 1917 года развод дозволялся лишь в случае подтвержденной свидетелями супружеской измены или неспособности второй "половины" к брачной жизни, то теперь была отменена церковная регистрация брака и поражение в правах незаконных детей. Более того, сожительство приравнивалось к регистрации брака в ЗАГСе, а развестись можно было по заявлению одного из супругов. Но в конце 1920-х Советская власть начинает "закручивать гайки" в семейной политике. Одни считают, что это было связано с ростом безотцовщины, невиданной даже в годы Гражданской войны, и необходимостью защитить брошенных детей и незамужних матерей. Другие - что курс на ужесточение разводов был частью кампании, направленной против разгула революционных вольностей и инакомыслия. Так или не так, но максимально сложным расторжение брака стало в послевоенные годы, когда Советское государство понесло тяжелейшие демографические потери, а любой совершеннолетний мужчина ценился женским населением на вес золота. Отныне разводы совершаются только по решению суда с обязательным предъявлением уважительной причины развода, при этом расторжение брака сопровождается объявления в газетах. Более того, неверный супруг или супруга теперь платит солидный штраф в пользу государства. Мужей-изменников "полощут" на партсобраниях, а дети от незарегистрированных браков лишаются права получать пенсию за погибших на войне отцов. Одновременно берется курс на поощрение многодетных семей и укрепление семейных уз с помощью различных привилегий. Упрощение расторжения брака, как и повторная легализация абортов по желанию женщины произошли лишь при Никите Хрущеве, когда страна залечила раны военного времени. Но за эти годы успело вырасти целое поколение, считавшее развод позором на всю жизнь, а разведенную женщину - неудачницей, не сумевшей сохранить семью. Но основная часть разводов совершалась по прозаическим причинам - таким, как пьянство, измены или жестокость мужа, легкомысленное поведение женщины. Более того, "сходить замуж" хотя бы один раз считалось необходимым даже в образованных кругах, а в рабоче-крестьянской среде одинокая девушка "чуть за двадцать" уже считалась старой девой. И все-таки большинство советских людей не решались на развод не из боязни всеобщего осуждения, выраженной в дожившей до наших дней формуле "Что люди скажут", а из-за привычной житейской рутины, опасения оставить детей без отца, но главное - из-за квартирного вопроса, о роли которого в жизни москвичей говорил еще проницательный мессир Воланд. Ведь квартиры "от государства" предоставлялись именно семейным парам, рынок съемного жилья оставался нелегальным, а покупка кооперативной квартиры даже под микроскопический процент была доступна лишь зрелым, успевшим стать на ноги людям. Так что многие девушки выходили замуж для того, чтобы обосноваться в отдельной квартире и уйти от навязчивой родительской опеки, а желание жить отдельно объяснялось готовностью вести бурную личную жизнь и водить к себе ухажеров. И сегодня, несмотря на все успехи феминизма и свободы нравов, такая оценка нет-нет да промелькнет в устах не только древней бабульки из глухой деревни, но и образованных, привычных к европейским стандартам жизни горожан.
1 год назад