КТО ТАКАЯ «ПРЯХА СЛОВ»? «Где-то далеко, у корня Мирового Древа Иггдрасиль, ткут из человеческих судеб Полотно Вирда три древние Норны…» Это часть эпиграфа к роману, с которого начался мой путь в работе с художественными текстами. Проходя все этапы – от идеи до финальной редактуры – я получала опыт не столько писательства (не мои пальцы стучали по клавишам), сколько того, что я сейчас называю литературным редактированием. До этого я писала стихи, рассказы, научные статьи, но никогда не «ткала полотно», не была его частью. В этот текст меня пригласили, как потом во многие другие. Но именно роман с символичным названием «Полотно Вирда» открыл мой дар. Дар быть Пряхой Слов. Так кто она? Что умеет? Для чего нужна автору? Это моё видение текста, работы с ним, моей миссии как литературного редактора. Итак… 🧶 Пряха видит будущее Полотно. Я вижу потенциалы текста. Пусть первого, пусть чернового и пока далёкого от того, чем может стать. И знаю, как автору важно услышать это от меня в обратной связи. 🧶 Пряха создаёт «пряжу». У автора столько идей, озарений, картинок и образов… И всю эту прекрасную энергию надо бережно помочь упорядочить. И тогда хаос идей превратится в ясную крепкую нить Замысла. И станет основой текста. 🧶 Пряха идёт за нитью. Что это значит? Да, у нас появился отличный сюжет, сложился логичный и продуманный план. Кажется, всё просто? Но вот мы начинаем писать, а текст вдруг вырывается из-под контроля, своевольничает, удивляет даже своего создателя. И это правильно. Настоящий текст – живой. И часто нить сама подсказывает дальнейший рисунок. И это тоже важно заметить, не упустить, поддержать в авторе. 🧶 Пряха переплетает нужные нити. Да, текст мы слушаем, но за каждым порывом (прорывом!) стоит рутинная работа, полная учения, практики, проб и бесконечных попыток. И для успешного завершения Полотна надо знать, как и что работает, что с чем соединить, а что сочетать нельзя. Писательство – это больше процесс, иногда даже только процесс. И его надо уметь налаживать. 🧶 Пряха распутывает узлы. И понимает, что без них никак. И чем сложнее задумка, чем больше автор вводит персонажей, сюжетных линий, мотивов, тем больше риск возникновения таких «узелков». Запасаемся юмором и терпением, они автору и его лит. редактору просто необходимы. 🧶 Пряха видит лишнее. Какое ещё лишнее? Нет там ничего такого! Как же трудно менять/убирать то, что писалось так вдохновенно! Или так трудно. Но стоит сделать шаг назад, отстраниться от текста – и лишние ниточки, затяжки, неровные концы становятся видны. И тут автору без редактора (хорошей беты) не обойтись. 🧶 Пряха умеет играть. Потому-то на картинке у меня не умудренная жизнью женщина с веретеном в руке, а звёздная кошка, играющая смыслами. Без удовольствия, без озорства, без радости – творчество не творчество. Да, есть там место для боли, красоты и пафоса. Но оставьте текст открытым для чего-то лёгкого и неожиданного. Окошко для кошки) 🧶 Пряха умеет прясть. Вот так просто. Не верю в сапожников без сапог. И потому продолжаю сама писать. Хоть мне и трудно соблюдать баланс между своими текстами и вашими. Но Пряха Слов должна прясть. Иначе никак. «Прядите» и придёте!
7 месяцев назад