В А С Н | recontinued СОБРАНИЕ ЗАГНИЯ В А С Н | recontinued ZAGNY COLLECTION На днях у меня вышел новый альбом, его можно найти в Контакте, а также на любых платформах: YouTube, Spotify, Apple Music, iTunes, Amazon, Deezer. Здесь я размещу текст аннотации, написанный композитором Сергеем Загнием. * * * В состав данного собрания входят произведения, созданные предположительно Иоганном Себастьяном Бахом или его современниками. Это произведения, которые в оригинальном виде, скорее всего, не сохранились — они были утеряны, либо незаписаны, либо созданы после 1750 года. Их текст был обретён особым образом — произведения были в разное время «услышаны» мною. Хотя эта музыка всегда так или иначе связывалась для меня с именем Баха, авторство некоторых пьес представляется мне всё же спорным. Случаи, вызывающие сомнение, следующие. Canon per augmentationem (№ 11) и Canon in octava (№ 16) напоминают каноны из «Искусства фуги», некоторые характерные обороты совпадают, заглавная тема № 16 почти точно соответствует образцу из «Искусства фуги». Возможно, это предварительные по отношению к «Искусству фуги» наброски, «стилистические пробы», но нельзя исключить и того, что ко мне по ошибке попали лишь чьи-то ученические подражания. Canon cancricans (№ 12) и Canon perpetuus à 2 (№ 15) — авторство Баха представляется здесь более достоверным, хотя и не бесспорным. Canon perpetuus à 3 и Canon perpetuus à 4 (№№ 13 и 14) едва ли принадлежат Баху, они созданы, по-видимому, в более раннее время. (Чтобы придать этим безусловно вокальным пьесам завершённый вид, я по собственной инициативе счёл возможным добавить к ним тексты: к № 13 текст по моей просьбе был написан Петром Поспеловым, к № 14 — мною.) Andante (№ 10) (аутентичное название этой пьесы мне установить не удалось), возможно, баховская транскрипция инструментальной арии или части сонаты или концерта итальянского автора. Sonata (№ 17) — наиболее курьёзный случай. По всем признакам — это музыка Доменико Скарлатти. Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’ (№ 2) — в первоначальной версии это была, по-видимому, хоральная ария с basso continuo, которая затем была переписана для органа. Авторство Баха кажется вероятным, но не бесспорным. Не исключено, что обе Dies sind die heil’gen zehn Gebot’ (№ 4 и № 20), Nun komm’ der Heiden Heiland (№ 6) и Wenn wir in höchsten Nöten sein (№ 7) принадлежат кому-либо из (возможно, старших) современников Баха, хотя по отношению к № 4 и, в особенности, к № 20 авторство Баха кажется всё же более предпочтительным. В № 7 удивляет странное несоответствие между содержанием текста и музыкальным аффектом, хотя, может быть, это несоответствие лишь кажущееся, воспринимаемое как таковое ввиду нашей удалённости от мироощущения того времени. Авторство остальных произведений данного собрания представляется мне вполне достоверным — настолько, насколько можно говорить о достоверности в ситуации, когда вещественные свидетельства недоступны или отсутствуют и когда единственный довод — собственный субъективный опыт. Сергей Загний, из предисловия к партитуре "Klaviermusik von J. S. Bach (Zagny-Sammlung)".
3 месяца назад