Найти тему
Храм святого Николая в селе Каменское
Это одна из первых белокаменных церквей Московской Руси. Была построена в начале 14 века. Храм имеет одну исключительную особенность: это традиционный русский крестовокупольный храм, но у нее нет столбов! Точнее, столбы есть, но они сдвинуты к углам и соединены с внешними стенами. Это создает уникальный интерьер. Нагрузка от столобата распределяется по аркам и маятникам на эти угловые столбы. Предположительно, такие редкие церкви стали прототипами для бесстолпных церквей с крестовыми сводами...
5 месяцев назад
«Русский феникс. Суздальская земля»
Фотографии с открытия выставки «Русский феникс. Суздальская земля», совместного проекта Музеев Московского Кремля и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Делимся красотой уникальных экспонатов! Место проведения: Музейный комплекс «Кремль»...
5 месяцев назад
Инсталяция «Архетип храма»
Инсталляция была представлена в пространстве фестиваля «Зодчество» Мастерская «Прохрам», совместно с Советом по храмовой архитектуре Союза архитекторов России представила инсталляцию «Архетип храма». Куратор — Дмитрий Остроумов. Тема фестиваля — «Завтра», что подразумевает поиск и выявление современных тенденций в архитектуре и градостроительстве. Инсталляция воплотит в выставочном пространстве обобщенный архетип христианского храма, релевантный для всех времен — и в том числе для будущего, для того самого «завтра»...
5 месяцев назад
Храмовая архитектура на фестивалях «Зодчество». 2023 год.
Статья руководителя мастерской «Прохрам» Д. А. Остроумова в журнале «Промышленное и гражданское строительство», 04/2023 Фестиваль «Зодчество», организатором которого является Союз архитекторов России, осенью 2022 г. отметил свое 30-летие. Темой фестиваля стало «Отражение». В манифесте куратора А. Комова отмечено, что зодчество – зеркальное эхо мировой цивилизации, а отражение – это бесконечное взаимодействие: материального и духовного, человека и природы, архитектора и его творений. Храмовая архитектура с 2020 г...
5 месяцев назад
Город Гиппос (Сусита) — свидетель четырех эпох
На греческом «Гиппос», на арамейском «Сусита», на русском «Лошадь». Так называется древний город на территории современного Израиля на вершине холма, который формой напоминает лошадиный круп. Город находится на восточном берегу Кинерет. Лошади изображались и на местных монетах, хотя при раскопках на территории Гиппоса конюшни не обнаружены. По одной из версий название города объясняется тем, что город основали кавалеристы. Город основан в эллинистическую эпоху во II веке до н.э. и просуществовал 900 лет...
5 месяцев назад
Пасхальный свет Ростовского кремля
Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро. По преданию именно в этом озере скрылся таинственный град Китеж, или иначе – древнейшая часть Ростова Великого, поглощенная озером. Кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу митрополита Ионы Сысоевича. Этот замысел предполагал создание пространственной иконы Небесного Града в полном соответствии с библейским описанием: окружённый стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре...
6 месяцев назад
Храм мученика Трифона в Напрудном
Датируется 1492 годом. Памятник раннемосковского церковного зодчества. Считается, что это первый древнерусский безстолпный белокаменный храм, перекрытый крещатым сводом. Такое перекрытие сделало возможным в совсем небольшом по площади храме максимально использовать пространство, открыв в интерьере красивый свод и обзор алтарной преграды...
6 месяцев назад
Саввино слово
Посвящается преподобному Савве Сторожевскому В вине благородном свитком сокрытое, Во причастии сему вину испробованное. Зело сладко слово в свитке изреченное, Да раскрытие сего – делание мудрое. В плод добрый сей свиток приуготовляется, Духом Святым убо пишется. Возделовати подобает лозу виноградную со тщанием – Да плодородием мирным украшена земля обрящется. Земляные краски Премудростию добре исполняются, Прочести же и исполнити сие слово – суть священнодействие. Ныне же первые буквицы ясны стали и проглаголаны – Красотою и Истиною приукрашены...
6 месяцев назад
Любовь и крест в искусстве Церкви
Искусствовед В. В. Бычков, развивая слова Евангелия о большей заповеди, заключающейся в любви к Богу и ближнему (Мф. 22:37-40), верно отметил, что главный вклад христианства в человеческую культуру есть «идеал всеобъемлющей любви как основы человеческого бытия»1. И действительно, категория любви есть основа христианской эстетики, «потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8). Видимо, поэтому первым...
6 месяцев назад
ИКОНОСТАС ТРОИЦЕ-ГЛЕДЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Кто бы мог подумать, что в глубине Русского Севера, в, казалось бы, довольно привычном глазу и традиционном для этих мест, с точки зрения архитектурного решения, храме, будет подобного вида иконостас. При том, что это не копия, не реплика, а рожденное творческой мыслью и поиском произведение искусства. Мы бы об этом вряд ли узнали, если бы не проект в этих местах. В 4 км от Великого Устюга, на холме Глядень (старое название Гледен), находится комплекс зданий Троице-Гледенского монастыря. Первые достоверные упоминания об этой обители датируются XVI в...
6 месяцев назад
«ПРОХРАМ» В ЛИЦАХ.
Полина Аскарова: Экспериментов не может быть только внутри консервной банки Беседа с архитектором о творчестве, поиске, чудесах, вечных истинах и личных ценностях. — Полина, как вы пришли в архитектуру? — Прямым путем. После школы — архитектурный факультет, затем работа по специальности. Вообще после школы, когда встал вопрос, куда поступать, у меня сформировалось внутреннее убеждение, что мне нужно совмещать техническую сферу деятельности с творчеством. Я училась в физико-математической школе, и, в принципе, всё, что касалось точных наук, у меня хорошо получалось...
6 месяцев назад
Образ сакрального камня в христианстве
Статья руководителя мастерской Остроумова Д.А., опубликованная в №3 ежегодного научного журнала «Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии», Смоленск, 2021 - 142 с. В настоящей статье представлен анализ истоков понимания образа священного камня, исходящий из начал авраамических религий до толкований этого образа в христианстве. Прослеживается историческая тенденция меняющегося смысла в понимании образа камня от символа, обозначающего сакральное место до символа Церкви в целом...
6 месяцев назад