Найти тему
Многие новоначальные христиане начинают свое знакомство с Православием с различных книг отдельных авторов, в том числе, аскетических. В этом подходе есть свои существенные недостатки. Во-первых, знакомясь с частными сочинениями, неподготовленный читатель легко может ошибочно посчитать выражением церковного учения различные частные мнения и субъективные интерпретации писателя книги, особенно если его имя является авторитетным в православной среде. Во-вторых, нередко бывает так, что читатель воспринимает все наставления и советы автора книги, как обращенные лично к нему, хотя это не всегда то, чего хотел сам автор, писавший для других людей и в других условиях жизни. Это бывает особенно опасно при чтении аскетических творений, адресованных монашествующим (в том числе, ведущим отшельнический образ жизни). Митрополит Филарет (Вахромеев) обращал внимание на эту проблему еще в начале 2000-х: «Аскетика как систематическое описание законов «духовной брани», которую ведет подвижник, говорит об опыте экстраординарном. Тот путь максимального духовного напряжения, на который встает подвижник, является добровольным. Это лишь один из возможных духовных путей, открывающихся перед христианином в Церкви. Поэтому никоим образом нельзя переносить аскетические требования, предъявляемые к монаху, на все стадо Христово. Однако если аскетика становится главной и даже единственной «наукой духовной жизни», опасность такого переноса является очевидной. Согласно монашеской традиции, правильное прохождение духовного пути невозможно без руководства опытного наставника — духовного отца или старца. Одного чтения аскетических творений недостаточно. Более того, попытка превзойти меру своего духовного возраста является чрезвычайно опасной. Поэтому новоначальным не рекомендуется ориентироваться на духовные свидетельства и советы, предназначенные для тех, кто уже накопил опыт духовного делания. Сегодня, однако, самые разные аскетические руководства, а также соответствующие писания святых Отцов доступны практически каждому православному христианину. Но далеко не каждый имеет опытного духовного наставника, и не всякий приходской священник таковым является». Человеку, желающему начать свой путь к спасению в Церкви можно порекомендовать начинать с изучения основ веры и нравственности, а также с прочтения Евангелия. В кратком виде они изложены в Символе веры и десяти заповедях. Толкования Символа веры и десяти заповедей можно найти в катехизисах (можно использовать для изучения, например, «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» или «Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви»). Когда будет хорошо освоена «база», можно будет приступать к чтению других книг частного характера. Такая последовательность в подходе поможет избежать тех ошибок, о которых сказано выше.
7 часов назад
🪦Некоторые суеверия, связанные с посещением кладбища 1) Нельзя ходить на кладбище беременной и детям. Души умерших и темных существ, живущих в могилах, могут забрать ребенка из утробы матери с собой. 2) На кладбище можно встретить призрак умершего. 3) Небезопасно посещать кладбище после полудня. 4) Нельзя фотографироваться на кладбище. 5) Животные на кладбище (особенно кошки) могут причинить своим присутствием какой-то вред. 6) Нельзя приносить домой землю с кладбища. 7) Нельзя оборачиваться после выхода с кладбища. 8) Нужно обращать внимание на то, закрыта или открыта калитка ограды на могиле (якобы душу можно задержать калиткой). 9) Нельзя переходить дорогу перед похоронной процессией. 10) Нужно оставлять для умершего на могиле рюмку водки, хлеб и вообще какую-то пищу. 11) Нужно рассыпать на могиле хлебные крошки или крупу. На самом деле, никакой пользы умершему это не принесет, но может привлечь животных и птиц, которые наведут беспорядок на могиле. Как можно видеть, большинство суеверий связано с ложным представлением о том, что душа умершего каким-то образом привязана к месту захоронения. По учению Церкви, души умерших, находятся в раю или в аду. Они не бродят по кладбищу, не могут принимать пищу, вредить приходящим и т. п. Таким образом, кладбищу не следует придавать того мистического значения, которого оно не имеет. Христианин может быть свободен от множества предрассудков и необходимости совершать разные бессмысленные действия.
1 день назад
Является ли курение табака грехом? Хотя курение табака само по себе не является смертным грехом, его можно считать грехом обыденным, поскольку это действие не является полезным ни для души, ни для тела (напротив, оно наносит колоссальный вред здоровью и вызывает зависимость). Находить здесь какие-то духовные смыслы, как это часто делается в популярных брошюрах, где курящим приписывается чуть ли не поклонение бесам, нет оснований. В документе «Об участии верных в Евхаристии», одобренном Архиерейским собором Русской Церкви, курение табака названо вредной привычкой и Церковь призывает курящих «отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности – и с вечера в канун причащения» (II, 2). #вопросы
4 дня назад
5 православных богословов, которых нередко называют святыми, но они никогда не были канонизированы Церковью 1. Феофилакт Болгарский (XII в.) - архиепископ Охридский. Известен своими толкованиями Священного Писания Нового Завета. 2. Андрей Кесарийский (ок. VII в.) - архиепископ Кесарии Каппадокийской, автор известного толкования на Откровение Иоанна Богослова. 3. Каллист Ангеликуд (XIV в.) - подвижник-исихаст, основатель и игумен монастыря Богородицы «Катафиги» (Македония). 4. Геннадий Схоларий (XV в.) - первый патриарх Константинопольский после падения Византийской империи, выдающийся богослов. 5. Никита Стифат (XI в.) - пресвитер Студийской обители, богослов, полемист, приверженец исихазма.
5 дней назад
Из книги «Основы православного нравственного учения» (подготовлена Синодальной библейско-богословской комиссией РПЦ) о соблюдении постов «Правила соблюдения поста, содержащиеся в богослужебном уставе (Типиконе), являются монастырскими; особого устава для мирян не существует. Тем не менее на практике некоторые миряне следуют монастырскому уставу. Другие соблюдают менее строгий пост, например, допуская вкушение морепродуктов в дни Великого и Успенского постов. Обычной практикой мирян является вкушение рыбы по средам и пятницам в течение всего года, а также вкушение рыбы в Рождественский и Петров посты. Практика, касающаяся правил воздержания от пищи для мирян в постные дни, в Русской Православной Церкви основывается на индивидуальном подходе, учитывающем возраст, семейное положение и состояние здоровья каждого православного христианина. Меру поста желательно согласовывать с духовником. При этом для всех православных христиан пост является временем сугубого духовного бодрствования, борьбы со страстями, воздержания от развлечений и от употребления чрезмерного количества пищи».
6 дней назад
Многие проблемы и недоумения в духовной жизни возникают у верующих людей по причине непроясненности основных понятий по той или иной теме. Дать определение понятию – это значит уже ответить на часть вопросов и опровергнуть ряд заблуждений. Возьмем для примера семь главных грехов, из которых происходят все остальные. Гордость – это не всякое желание быть услышанным, признанным и справедливого отношения к себе, а неумеренное и несправедливое желание собственной славы, чтобы превзойти других, подобных себе, достойно или недостойно. Сребролюбие (алчность) – это не желание жить в достатке и не нуждаться материально, а неумеренное желание богатства и имущества. Блуд – это не всякое желание сексуального удовлетворения, а желание беспорядочное и незаконное. Зависть – это не желание иметь те же блага, которые есть и у других людей, а скорбь сердца о благополучии ближнего, напротив – радость и удовольствие при его несчастье. Чревоугодие – это не всякое желание хорошо и вкусно покушать и выпить, а желание неумеренное. Гнев – это не всякое негодование на зло, а негодование неумеренное, несправедливое и/или переходящее в злобную мстительность. Беспечность (уныние, лень) – это не всякое нежелание делать что-то полезное или сильная печаль, депрессия, а отвращение к делам, совершаемым для Бога, которое человек не преодолевает. В публикации я опирался на определения грехов, данные в третьей части «Православного исповедания».
1 неделю назад
«Постись же Богу следующим постом: не лукавствуй в жизни, но служи Богу чистым сердцем; соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце своем. Веруй в Бога, и если исполнишь это и будешь иметь страх Божий и удержишься от всякого злого дела, то будешь жить с Богом. И таким образом ты совершишь великий и угодный Богу пост». 📖 раннехристианский памятник «Пастырь»
1 неделю назад
Субботы и воскресенья великопостного периода, строго говоря, не относятся к дням поста, хотя в них и сохраняется согласно 56-му канону Трулльского собора воздержание от пищи животного происхождения. Свт. Иоанн Златоуст сравнивает выходные дни этого периода с пристанями для кораблей и гостиницами для путников (в его времена по-видимому никакого особого воздержания от пищи в эти дни не предполагалось): «Как на больших дорогах есть постоялые дворы и гостиницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом опять продолжать путь; как на море есть берега и пристани, где мореходы, переплыв много волн и выдержав напоры ветров, могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание, – так и в настоящее время Святой Четыредесятницы – вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня в седмице, как бы постоялые дома и гостиницы, как бы берега и пристани, для краткого отдохновения, чтобы совершающие это доброе и спасительное путешествие, и тело успокоив несколько от трудов поста, и душу ободрив, опять, по прошествии этих двух дней, с усердием вступали на тот же путь» (Беседы на книгу Бытия, 11).
1 неделю назад
О Соборовании Соборование (Елеосвящение) – это Таинство, которое совершается над больными людьми (см. Пространный христ. катехизис. О вере, о Елеосвящении). Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Соборования над собранием верующих, в т. ч. здоровых физически. Та традиция, которую мы наблюдаем в Русской Церкви сегодня – общее Соборование не только на Страстной, но и на других седмицах Великого поста (а в некоторых местах - даже и в другие многодневные посты) с 7 помазаниями, появилась в конце XX века. Для сравнения, в современной традиции греческих церквей общее Соборование совершается раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова (с однократным помазанием в конце). Сходная практика была широко распространена на Руси до середины XVII века. Как понимать такую практику и относиться к ней не вполне ясно. Так, если русские дореволюционные авторы «отличали общее Елеосвящение от Елеосвящения над болящим и не признавали первое таинством в полном смысле слова, то в современном восприятии общее Елеосвящение обычно понимается как таинство» (Елеосвящение // Православная энциклопедия. Т. 18). В определении Священного Синода (от 25-26 декабря 2012 г., журнал 130) оно признается Таинством, архипастырям и пастырям напоминается «о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании». Отсюда следует, что ежегодное участие в Соборовании не является непременной обязанностью здорового христианина. Относительно действительно больных людей сказано, что они «должны стараться очистить исповедью свою совесть, и приобщиться Святым Тайнам, приняв наперед со всяким благоговением Святое Елеосвящение» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 90).
1 неделю назад
Свт. Иоанн Златоуст о том, как следует поститься Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то украшает пост. Всего нелепее было бы – в отношении яств воздерживаться и от позволенной пищи, а глазами пожирать и то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами нескромности. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы: «Да не приимеши, – говорит (слово Божие), – слуха суетна» (Исх.23:1). Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и съедаем? Злословящий съедает тело брата, угрызает плоть ближнего (Беседы о статуях, 1).
1 неделю назад
О правильном соблюдении Великого поста рассказывается в одном из церковных песнопений: «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».
1 неделю назад
9. Разумная забота о теле. Важно заботиться не только о душе, но и о теле. Свт. Феофан пишет: «Должно воспитать свое тело и сделать его приспособленным орудием к выполнению земного своего назначения. Вообще, сделать надо, чтобы оно было живо, крепко, легко. Тело недеятельное, слабое, тяжелое – что за орудие? Потому, сколько есть в руках человеческих средств, должно отвращать сии недостатки и хранить в нем показанные совершенства». Это достигается через физические упражнения, поддержание опрятного внешнего вида, соблюдение гигиены тела и жилища, здоровое питание, использование подходящей одежды и обуви, профилактику и лечение заболеваний, своевременный и достаточный отдых. Одинаково неправильно, как пренебрегать телом, так и уделять ему чрезмерно много внимания в ущерб заботе о душе. 10. Устранение всего, что провоцирует совершение греха. От всего того, что может возбудить греховную страсть и прежние дурные привычки, необходимо решительно избавиться и избегать любых поводов к греху. Особенно следует обратить внимание на то, как мы пользуемся виртуальным миром, социальными сетями. Тесно общаться можно только с благочестивыми людьми, которые не подают дурной пример жизни. Такой строгий порядок позволит обезопасить себя от всего, что может привести к нравственному падению. 11. Духовное чтение и советование. Чтобы знать, как следует поступать по-христиански, необходимо изучать закон Божий. Для этого полезно регулярное чтение Священного Писания и душеполезных сочинений. Такое чтение полезно не только для получения информации, но и как средство приобрести духовный настрой, повод для богомыслия. Что касается частных обстоятельств и дел, вызывающих недоумения, относительно этого нужно искать вразумления в духовных книгах и в совете духовно грамотных людей. 12. Повседневное исповедание грехов. Нужно завести привычку каяться перед Богом всякий раз, когда замечаешь за собой какой-либо грех. Каждый вечер следует просить прощения у Бога за все грехи, которые были допущены в течении дня в делах, словах и мыслях.
2 недели назад