Многие новоначальные христиане начинают свое знакомство с Православием с различных книг отдельных авторов, в том числе, аскетических. В этом подходе есть свои существенные недостатки. Во-первых, знакомясь с частными сочинениями, неподготовленный читатель легко может ошибочно посчитать выражением церковного учения различные частные мнения и субъективные интерпретации писателя книги, особенно если его имя является авторитетным в православной среде. Во-вторых, нередко бывает так, что читатель воспринимает все наставления и советы автора книги, как обращенные лично к нему, хотя это не всегда то, чего хотел сам автор, писавший для других людей и в других условиях жизни. Это бывает особенно опасно при чтении аскетических творений, адресованных монашествующим (в том числе, ведущим отшельнический образ жизни). Митрополит Филарет (Вахромеев) обращал внимание на эту проблему еще в начале 2000-х: «Аскетика как систематическое описание законов «духовной брани», которую ведет подвижник, говорит об опыте экстраординарном. Тот путь максимального духовного напряжения, на который встает подвижник, является добровольным. Это лишь один из возможных духовных путей, открывающихся перед христианином в Церкви. Поэтому никоим образом нельзя переносить аскетические требования, предъявляемые к монаху, на все стадо Христово. Однако если аскетика становится главной и даже единственной «наукой духовной жизни», опасность такого переноса является очевидной. Согласно монашеской традиции, правильное прохождение духовного пути невозможно без руководства опытного наставника — духовного отца или старца. Одного чтения аскетических творений недостаточно. Более того, попытка превзойти меру своего духовного возраста является чрезвычайно опасной. Поэтому новоначальным не рекомендуется ориентироваться на духовные свидетельства и советы, предназначенные для тех, кто уже накопил опыт духовного делания. Сегодня, однако, самые разные аскетические руководства, а также соответствующие писания святых Отцов доступны практически каждому православному христианину. Но далеко не каждый имеет опытного духовного наставника, и не всякий приходской священник таковым является». Человеку, желающему начать свой путь к спасению в Церкви можно порекомендовать начинать с изучения основ веры и нравственности, а также с прочтения Евангелия. В кратком виде они изложены в Символе веры и десяти заповедях. Толкования Символа веры и десяти заповедей можно найти в катехизисах (можно использовать для изучения, например, «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» или «Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви»). Когда будет хорошо освоена «база», можно будет приступать к чтению других книг частного характера. Такая последовательность в подходе поможет избежать тех ошибок, о которых сказано выше.
7 часов назад