Часть 1↑ Как-то вечером после программы Шрила Прабхупада вернулся к себе, чтобы отдохнуть, и я присоединился к нему. Шрута-кирти Прабху тоже был там. Мы оба сели на землю, Шрила Прабхупада расположился на своей деревянной кровати. Стояла жаркая погода, и он спал на воздухе. Неожиданно он с силой заговорил, а голос его дрожал от волнения: «Такой киртан - особая милость Господа Чайтаньи: Он дает нам жизнь...Если не наполняться жизнью из киртана, то останется просто половая жизнь!» Это наставление помогало мне на протяжении многих лет. Я был сладострастным жителем Нью-Йорка, но я буквально окунал себя в киртан день и ночь, и это помогло мне оставаться санньяси. Строго следуя наставлениям Шрилы Прабхупады, мы обретем его милость. В противном же случае зависимость от материального мира неизбежна. Вожделение живет в нас до самой смерти. Кришна говорит: «Так чистое сознание живого существа, изначально обладающего совершенным знанием, оказывается во власти его вечного врага - вожделения, ненасытно пылающего подобно огню» (Б.Г, 3.39). Шрила Прабхупада не уставал повторять: «В материальном мире киртан — самое безопасное место». И это правда. Киртан нисходит из духовного мира. Как поет Нароттама дас Тхакур, голокера према дхана, хари-нама санкиртана. Поэтому выбор за нами: жизнь половая или духовная. Вриндаван| Индия | Сентябрь 1974 Тривикрама Свами | «Priceless Moments With a Pure Devotee»
5 месяцев назад
В 1974 году Шрила Прабхупада приехал в храм Кришны-Баларамы, так как надеялся открыть его в день Джанмаштами. Однако строительство еще не завершилось, и дату открытия перенесли на апрель 1975-го. Во Вриндаване Шрила Прабхупада заболел. Я приехал из Гонконга и привез ему камфору и нож с нефритовой рукояткой для вскрытия конвертов. Пользуясь камфорой, он повторял: «Это просто находка». Постепенно здоровье Шрилы Прабхупады стало улучшаться, и на протяжении нескольких недель он каждый вечер к половине седьмого ходил в храм на программу. Лекций он не читал, а просто сидел под деревом тамал вместе со своим слугой Шрута-кирти прабху. На программе должны были присутствовать все преданные. Тогда в храме жило человек тридцать-сорок. Программа начиналась с арати и киртана, потом какой-нибудь санньяси читал лекцию. Лекция занимала в среднем от 20 до 30 минут. Если санньяси говорил слишком долго, Шрила Прабхупада посылал Шрута-кирти прабху, чтобы остановили лекцию и начали киртан. Киртан продолжался еще 45-60 минут. На протяжении нескольких недель мы проводили такую программу. Однажды и мне довелось прочесть там лекцию. Часть 2 ↓
5 месяцев назад
Машина Шрилы Прабхупады подъехала к терминалу аэропорта. Прабхупада вошёл в здание и, сопровождаемый киртаном, прошёл весь путь до пропускного пункта для иностранцев. Там он спокойно расположился в старом зале ожидания, с деревянными панелями на стенах, а ученики полукругом расселись на полу у его ног. Через полчаса ему предстояло подняться на эскалаторе наверх, чтобы пройти последние формальности, связанные с его отбытием. Атмосфера была спокойной. Редкие прохожие останавливались и смотрели, как будто их тянула к Шриле Прабхупаде какая-то неведомая сила. Харе-Рама заиграл на гитаре веселую ритмичную мелодию, и преданные хором запели в ответ. Прабхупада ласково улыбнулся. Гуру-крипа Свами начал было тихонько подыгрывать на караталах, но Шрила Прабхупада остановил его. Он хотел послушать сольное подношение Харе-Рамы. Когда киртан закончился, Шрила Прабхупада снял свою гирлянду и предложил её Харе-Раме. Было очевидно, что Шрила Прабхупада хотел воодушевить людей Тушта-Кришны продолжать петь. Они тоже были его учениками. Хотя они и не сотрудничали с ИСККОН, пение очищало их. Прабхупада сказал Ральфу Стивенсону: Иногда между духовными братьями могут происходить какие-то разногласия. Это бывает даже между освобожденными душами. Главное — чтобы каждый занимался преданными служением Кришне под руководством духовного учителя. Жест Прабхупады в отношении Харе-Рамы в последний раз показал, насколько искусно он сумел уйти от конфронтации в этом деликатном вопросе. Он проявил равную доброту к обеим сторонам и дал равную милость. Вместо того, чтобы ругать или порицать кого-то, он постарался раздуть малейшую искру искренности, тлевшую в сердцах его учеников. Он знал, что эти искры со временем разгорятся в огонь сознания Кришны, и этот огонь выжжет всю оставшуюся нечистоту. Окленд | Новая Зеландия | Апрель 1976 Курма прабху | «The Great Transcendental Adventure»
5 месяцев назад
курма
5 месяцев назад
Часть 1↑ 31 августа 1966 года в половине седьмого утра Свами и его 12 последователей собрались на углу Первой авеню и Сорок второй улицы. Мы с Джен впервые видели, чтобы Свами участвовал в каком-либо уличном протесте или демонстрации. Сам он, казалось, не питал интереса к антивоенному движению как таковому, но понимал, что нам, молодым, грозит армия и что большинство из нас считает участие США во вьетнамской войне аморальным. Мы принялись петь напротив секретариата Объединенных Наций, башни из стекла и стали в районе Сорок шестой улицы. Спустя четыре часа пения из здания вышли несколько чиновников в строгих костюмах и вежливо уведомили нас, что здесь позволена только молчаливая молитва. Мы переглянулись, сели на тротуар и продолжили повторять мантру тихо. Свами остался стоять, раздавая листовку «Формула мира» утренним туристам и спешащим на работу жителям пригородов. Глупые, так называемые цивилизованные люди стали безбожными и заявляют права на принадлежащее Богу. В безбожном обществе невозможны счастье и мир. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит, что именно Он наслаждается действиями всех живых существ, что Он Верховный Господь всех вселенных и друг и благожелатель всего сущего. Как только люди поймут эту формулу мира, на земле тотчас наступит мир. Свое сознание, индивидуальное и коллективное, можно превратить в сознание Кришны посредством простого повторения святого имени Бога. Таков лучший и признанный процесс достижения мира во всем мире. Поэтому мы рекомендуем развивать сознание Кришны, повторяя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это практичное, простое и возвышенное действо. 450 лет назад эту формулу принес Индии Господь Шри Чайтанья, а теперь она известна и вашей стране. Примите простой процесс, описанный выше, осознайте свое истинное положение, о котором можно прочесть в «Бхагавад-гите как она есть», и восстановите утраченные отношения с Кришной, Богом. И тогда на земле немедленно наступят мир и процветание. Через какое-то время Свами ненадолго присел отдохнуть, а затем встал и заговорил, хотя вокруг было почти безлюдно. Но вскоре вокруг него собралось несколько слушателей. — Если мы хотим мира, - призывал он, - нужно поклоняться Богу. Не просто на словах или ритуалами, а искренне и преданно, иначе о мире можно забыть. Поэтому, пожалуйста, повторяйте мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Повторяйте ее и будьте счастливы. 31 Августа 1966 | Лондон | Великобритания Мукунда Госвами | «Чудо на Второй Авеню»
6 месяцев назад
В тот же вечер я оказался в числе 50 молодых людей, набившихся в магазинчик «Бесценные Дары» послушать лекцию Свами. Когда я уселся, я вдруг понял, что сижу рядом с Алленом Гинзбергом, знаменитым поэтом поколения битников. Гинзберг был поэтом-революционером, его стихи громили материализм и воспевали дух бунтарства. За всю лекцию он не шелохнулся, внимательно слушая. Меня поразило, что столь известный человек скромно сидит на полу. Ответив на вопросы, Свами запел мантру и Гинзберг остался слушать. Еще одним состоявшимся человеком, время от времени посещавшим вечерние программы, был Стивен Голдсмит — тот самый юрист, который занимался регистрацией общества. Когда Свами предложил задавать вопросы, Стивен встал и громко спросил — как будто от лица миллионов пацифистов: — Если Бог такой добрый, как же Он допускает, что наши американские парни гибнут во Вьетнаме? Его вопрос изменил вежливый и философский характер беседы. Глядя прямо на Стивена, Свами без промедления ответил: — Вы каждый день убиваете столько животных. Поэтому Бог говорит: посылайте своих сыновей на бойню. Произнося слово «сыновей», он широко открыл глаза и указательным пальцем правой руки указал влево. В тот момент я понял, что Свами не намерен идти на компромисс. Вопрос Стивена Голдсмита отражал беспокойство миллионов американцев. Повсеместно проходили демонстрации против войны во Вьетнаме, сожжение повесток и флага и тому подобные акции протеста. Риск загреметь во Вьетнам не давал покоя и мне. Поэтому, когда пошли разговоры, что Свами планирует провести «мирный протест» у штаб-квартиры ООН на Манхэттене, я и остальная мужская часть его прихода живо этим заинтересовались. Я подумал, что это будет веселая совместная вылазка, своего рода духовный протест и возможность всем нам выбраться, наконец, из дома и сделать что-то необычное. Часть 2↓
6 месяцев назад
Несколькими неделями ранее мы пели на Стрэнде, модной некогда улице, связывающей Трафальгарскую площадь с Флит-стрит. К нам подошла съемочная группа Ай-ти-ви. Мы вытолкнули вперед Гурудаса, и он уверенно отвечал на вопросы, перекрывая уличный шум и наше пение. Когда репортёр спросил, не надоедает ли петь одну и ту же мантру, Гурудас произнёс памятную фразу, которая стала гвоздём вечерних новостей: — Самое классное, что её можно повторять сколько угодно и никогда не устанешь. А попробуйте без конца произносить «королева Елизавета, королева Елизавета, королева Елизавета»! Стошнит через пять минут! Гурудас в студии просто блистал, и ведущий снова и снова возвращался к нему. В конце концов, выудив из нашей шестёрки всё, что можно, Билбоу повернулся к Прабхупаде, которого приберегал на десерт. Прабхупада отвечал на обычные журналистские вопросы кратко и по существу. Я подивился его лаконичной манере, которая идеально подходила современному невнимательному зрителю. Хотя вряд ли Прабхупада знал, что телеведущие предпочитают именно такие, прямые и информативные ответы... — В вашей религии есть концепция ада? — поинтересовался Билбоу. Наступила короткая пауза. — Ад — это здесь, — буднично отозвался Прабхупада. — В Лондоне. Вечный холод, сырость, дождь, облака. А в Индии всегда светит солнце. Он очаровательно улыбнулся. Я давился от смеха. Учтивый Билбоу не нашёлся что сказать. Прошло несколько секунд, а он всё пытался собраться с мыслями. Однако Прабхупада не ставил целью выбить у ведущего почву из-под ног и, заметив его неловкость, быстро добавил: — Но, конечно, большая заслуга британского народа в том, что ему удалось даже в таком климате построить великую цивилизацию. Билбоу с облегчением улыбнулся. — Да, это действительно великая цивилизация. Интервью продолжалось, словно внезапного сбоя и не было вовсе. Лондон | Великобритания Мукунда Госвами | «Чудо на Второй Авеню»
6 месяцев назад
Опубликовано фото
6 месяцев назад
Часть 2↑ Прабхупада предостерёг от шести вещей, которые отравляют преданность. Слишком много есть или накапливать сверх необходимого — первая из них. — Конечно, для проповеди мы нуждаемся в разных вещах, но мы должны брать только то, в чём действительно нуждаемся, а не копить деньги в банке и использовать их потом на какие-то другие цели. Такой вид накоплений опасен. Вторая опасность, говорил Прабхупада, — это праяса. — Праяса — это приложение слишком больших усилий для достижения каких-либо целей. Наша жизнь должна быть очень простой. Мы должны жить так просто, чтобы у нас оставалось время на сознание Кришны. Поэтому нам не следует затевать какие-то трудновыполнимые проекты. Затем праджалпа. Бессмысленные разговоры о политике, обман, спекуляции, разговоры о том о сём. Нет. Будьте серьёзными. Не болтайте попусту, не теряйте время. Прабхупада описал последние три препятствия. — Ниямаграха. Ниямаграха — это значит не принимать регулирующих принципов, нияма-аграха. Аграха — это неприятие. И ниямаграха означает также: «Я исполняю все регулирующие принципы — лучше некуда, но не вижу за ними, прогрессирую я или нет». Затем, лаульям, алчность, и джана-сангах, общение с непреданными, нежелательное общение. Вот этих шести вещей надо избегать. А первые шесть, о которых я говорил в начале, надо принимать. Тогда прогресс нам обеспечен, мы никогда не совершим ошибки. Прабхупада завершил свою глубокую приветственную речь призывом к своим ученикам прочитать новую книгу «Нектар наставлений». — Там всё есть, — сказал он. Прабхупада откинулся на мягкий валик и стал говорить о том, как ему понравилась Новая Зеландия. — Здесь есть всё: коровы, трава, все природные ресурсы, необходимые для сознания Кришны. Вам повезло, что вы живёте в такой хорошей стране. Все вы очень удачливы. Я прошу вас только об одном. — Прабхупада оглядел комнату, и по его лицу можно было понять, что его просьба очень и очень серьёзна. — Ничего не выдумывайте. Рама-дас протиснулся сквозь толпу, балансируя серебряным подносом, на котором лежали несколько пури и сабджи. Джита-Гириша: «Прабхупада был совершенно расслаблен и трансцендентен. Он изящно брал кусочки пури, заворачивал в них немного сабджи и закидывал в рот. Это было что-то невероятное. Я никогда в жизни не видел, чтобы кто-нибудь так ел. Какая выдержка, какое самообладание! И он ни разу не прикоснулся пальцами к губам. Он слегка закидывал голову назад и изящно ронял кусочки в рот. Это было так изысканно и аристократично. Так мог бы есть царь или полубог. Самое удивительное было то, что для него, казалось, не было ничего более естественного, чем сидеть вот так и молча есть, не ощущая ни малейшего неудобства или неловкости, хотя в комнате сидело человек восемьдесят преданных, которые следили за каждым его движением». Прабхупада повернулся к Рама-дасу. — Очень вкусно. Горошек свежий? Рама-дас смутился и объяснил, что горошек был замороженный. Прабхупада значительно посмотрел на Рама-даса. — Мороженный горошек никогда нельзя предлагать Кришне. Он повернулся к Тушта-Кришне Свами и спросил, выращивают ли они на своей ферме горошек. Тушта-Кришна сказал, что да. Прабхупада попросил его ежедневно отправлять в храм свежие овощи, чтобы их здесь готовили и предлагали Божествам. Шрила Прабхупада взял стеклянный бокал, закинул голову и, подняв стакан очень высоко, стал пить. Джата-Гириша: «Я впервые видел, чтобы подобным образом пили. Это было совершенство. Иногда, бывает, смотришь на актёра… Так ведь они репетируют, добиваются, чтобы всё выглядело как можно естественней. И они не промахиваются, потому что у них всё хорошо отрепетировано. Но естественные движения Прабхупады были чем-то гораздо более глубоким… Они были совершенно естественны и изящны. Мы все просто остолбенели, наблюдая за ним». Окончание истории в комментарии к посту Окленд | Новая Зеландия | 1976 Курма прабху | «The Great Transcendental Adventure»
7 месяцев назад
Часть 1↑ Преданные почему-то решили, что после ночного перелёта Прабхупада не будет голоден. Это была ошибка. Рама-дас ринулся вниз по лестнице, чтобы организовать какой-нибудь прасад. Пока распаковывали сумки Прабхупады, внизу продолжался киртан. Харе-Рама, молодой брахмачари, который во время встречи Прабхупады играл на гитаре, вёл теперь киртан на другую — нежную и красивую мелодию. Через некоторое время Прабхупада попросил пригласить всех преданных наверх. Через несколько минут комната была набита до отказа. Прабхупада сидел за своим низким столиком. Позади него на подставке стояло цветущее деревце туласи в красивом горшке. Прабхупада некоторое время ласково говорил с преданными, особо подчеркивая великую ценность человеческой формы жизни. Именно сейчас, поднявшись над животными формами, нужно прилагать усилия к тому, чтобы продвигаться всё выше и выше, пока не встретишься с Кришной лицом к лицу. К несчастью, лидеры современного общества фактически вводят своих граждан в заблуждение, потому что не учат этому возвышению. — Это мошенники, так называемые лидеры, гуру и другие, они не знают, в чём состоит цель человеческой жизни. На те видух. Они ничего не знают, кроме каких-то вымышленных теорий: «Я — Бог», «Я — то», «Я — это». Ведь это вопрос здравого смысла: «Если я Бог, то почему я нахожусь под влиянием материальной природы?» А? Приходит какой-то мошенник и заявляет, что он Бог. Если ты Бог, то почему ты стал псом? А они говорят: «Это лила». Преданные рассмеялись. — Вы только посмотрите. Бог приходит, чтобы явить Свою лилу, став псом, и Его бьют. День и ночь Он голодает и приходит к дверям вашего дома, чтобы попросить какой-нибудь еды, а вы бьёте Его. Он, видишь ли, являет Свою лилу. Вы только посмотрите, какие глупые негодяи! И так оно и продолжается. Не поддавайтесь влиянию таких мошенников. Прабхупада процитировал известную песню Нароттама даса Тхакура. Хари хари бипхале джанама гонаину — О, Господь, я просто потерял время. Почему? А вот почему: манушья джанама паийя радха кришна на бхаджийя джанийя шунийя биша кхаину — Я получил это человеческое тело. Оно предназначено для осознания Кришны и игр Кришны и Радхарани, Радха-Кришны. А я совсем об этом не думаю. Это означает, что всё это время я сознательно пил яд. — Единственное, что я хочу вам сказать, — заключил Прабхупада, — это что Движение сознания Кришны — самое научное движение, способное уберечь человеческое общество, каждого человека, от возвращения в круговорот рождения и смерти. Мы вечны. Люди погружены в такую непроглядную тьму, что уже не знают, в чём цель человеческой жизни. Каждый выдумывает какой-нибудь вздор. А вы, по счастью, приняли сознание Кришны, так воспользуйтесь же своей жизнью как дОлжно. Прабхупада напомнил преданным, что у них есть огромное количество книг о сознании Кришны. — Прочитайте книги, усвойте их и сделайте свою жизнь совершенной, — он оглядел комнату. — Мы опубликовали новую книгу «Нектар наставлений», — он поднял книгу и показал её всем. — Вы уже видели? Преданные отозвались радостными возгласами. — Я очень рад вас видеть. У вас столько энтузиазма. Да вы и должны быть полны энтузиазма. Чтобы усиливать и улучшать преданное служение, необходим большой энтузиазм. Это очень важно. Не будьте унылыми. Энтузиазм и терпение. И — нишчайят. Нишчайят — это твёрдая убеждённость. «Да, несомненно я встречу Кришну и вернусь к Нему, домой, к Богу». Но вы должны исполнять предписанные обязанности. Сато вриттех. Вы должны быть очень честными и садху-санге — находиться в обществе преданных. Если мы следуем этим шести принципам, успех обеспечен. Часть 3↓
7 месяцев назад
В последнюю минуту преданные помчались покупать для Шрилы Прабхупады книжный шкаф и серебряные столовые приборы. Когда они, валясь с ног от усталости, наводили окончательный лоск, к парадному входу храма подъехал автомобиль Прабхупады. Стоял холодный промозглый вечер. Начиналась зима, и земля была влажной от недавно прошедшего дождя. Выйдя из автомобиля, Прабхупада заметил группу длинноволосых юношей, которые, стоя на небольшом расстоянии, пели Харе-Кришна-мантру на медленную, меланхолическую мелодию. Молодой храмовый брахмачари Джита-Гириша начал свой киртан. Он запел «Джая Прабхупада! Джая Прабхупада!», подпрыгивая, словно щенок, приветствующий своего хозяина. Прабхупада улыбнулся ему. Видно было, что ему нравится неподдельный энтузиазм молодого преданного. Прабхупада поднялся по ступенькам крыльца и вошёл в парадную дверь. Даршан Божеств получить было уже нельзя — слишком поздно. И Прабхупада направился прямо в свою комнату. Он медленно поднимался по лестнице, а преданные столпились внизу в вестибюле. На площадке Прабхупада остановился и, повернувшись, некоторое время созерцал киртан. Стоило ему улыбнуться, и киртан словно взлетел — караталы, гонги, тяжёлые медные тарелки и юные голоса слились в одном ликующем crescendo. Прабхупада дошёл до верха лестницы и, обернувшись в дверях свой комнаты, одарил воспевающих широкой улыбкой. После короткой церемонии омовения стоп тёплой водой с лепестками роз Прабхупада оглядел свою заново обставленную и отремонтированную комнату. Бросив взгляд в угол, он нахмурился и вопросительно поднял брови. Там на полу была расстелена ткань, а на ней высокими стопками лежали тома «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриты». Он повернулся к Рама-дасу: — Что делают на полу эти книги? — спросил он. Рама-дас попытался объяснить. — Книжный шкаф есть, — сказал он, — но его купили только сегодня после обеда, и на нём ещё не просох лак. Двое преданных даже не поехали сегодня в аэропорт, они остались в храме, чтобы высушить его вентиляторами, но ничего не получилось. — Ничего страшного, несите его сюда, — велел Прабхупада. И липнущий непросохшим лаком шкаф был тут же принесён в его комнату. — Заполняй его, — сказал Прабхупада. Рама-дас направился к книгам. И тут его молнией поразила мысль, что полки шкафа далеко не так высоки, чтобы на них поместились книги. Рама-дас: «Я сделал жалкую попытку оправдаться: "Книги не поместятся туда, Шрила Прабхупада". Прабхупада спокойно повторил свой приказ: "Ставь книги в шкаф". Я нервно схватил книги и стал складывать их стопкой, одна на другую. Прабхупада остановил меня: — Нет, — сказал он. — Никогда не клади книги стопками. — Но, Шрила Прабхупада, — начал оправдываться я, — я не могу поставить их в шкаф. Шрила Прабхупада подошёл ко мне вплотную и взял у меня из рук книги. — Надо вот так, — сказал он. Он поставил книгу на её длинную сторону, переплётом вверх и задвинул в полку. Она легко вошла. Я подавал ему книги, а он тем же манером ставил их на полку. Потом он сказал, что хотел бы чего-нибудь поесть». Часть 2↓