ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА МАРИЯ И ЕЕ «КАРМАННЫЙ» МУЖ, ВДРУГ ОКАЗАВШИЙСЯ СОКРОВИЩЕМ Дочь императора Николая Первого была крайне избалованной барышней. Мария всегда получала то, что хотела — и ей было совершенно все равно, что думают о ней окружающие. Она выписала себе из-за границы живую игрушку — красивого и веселого мужа, герцога Максимилиана Лейхтенбергского. И бросила его, как только Макс ей наскучил. Великая княжна не ожидала, что на сторону Макса встанет ее собственный отец, который ранее позволял ей что угодно — но только не в этот раз. Николай Павлович был в восторге от талантов зятя и защищал его честь как мог. Мария была старшей дочерью Николая Первого, в семье ее называли Мэри. Отец очень ждал рождения мальчика, и был изрядно разочарован, получив на руки принцессу. Но уже очень скоро оказалось, что у великой княжны характер посильнее, чем у ее брата Саши — будущего императора Александра Второго. С годами Мэри стала копией отца, она взяла его греческий профиль и поистине римскую властность. Рассказывает великая княгиня Ольга Николаевна, сестра Марии: «Очень скорая в своих решениях и очень целеустремленная, она добивалась своего какой угодно ценой и рассыпала при этом такой фейерверк взглядов, улыбок и слов, что я просто терялась и даже утомлялась, только глядя на нее. Я чувствовала себя часто несвободной в ее обществе, ее непринужденность сковывала меня, ее поведение пугало: я не могла объяснить себе, что за ним таилось». Девочкам давали много свободы и мало занимались их воспитанием. Мама вела беззаботную светскую жизнь, а Папа с радостью исполнял капризы своих принцесс. Николай Павлович, один из самых строгих царей в истории России, дома полностью преображался — устраивал дочерям всевозможные приятные сюрпризы и дарил им необычайно продуманные подарки. Например, как-то раз заказал дочерям браслеты из синей эмали со словом «счастье» в цветных камнях, которые отделялись друг от друга жемчужинами. «Такова жизнь, — сказал при этом Николай Павлович, — радость вперемешку со слезами». Великая княжна выросла, похорошела и поняла, что играть чувствами молодых кавалеров — это очень даже весело. В мемуарах ее сестры Ольги Николаевны отчетливо проскальзывают нотки неодобрения: «Очень естественная, Мэри не выносила никакой позы и никакого насилия. Ее ярко выраженная своеобразность позволяла ей всюду пренебрегать этикетом, но делала она это с такой женской обаятельностью, что ей все прощалось. Переменчивая в своих чувствах, жесткая, но сейчас же могущая стать необыкновенно мягкой, безрассудно следуя порыву, она могла флиртовать до потери сознания и доставляла своим поведением часто страх и заботы Мама. Сама еще молодая, она радовалась успеху дочери, испытывая в то же время страх перед будущностью Мэри, которая объявила, что никогда не покинет Отечества. За кого же она выйдет замуж?» По традиции, дочери и сестры русских царей укрепляли династию за рубежом, переезжая к своим знатным европейским мужьям. А потому казалось, что Мэри затеяла невозможное, неслыханное… Однако великая княжна не знала слова «нет». В один прекрасный день она встретила Макса и решила, что он великолепно подойдет на роль «карманного» мужа. Герцог Максимилиан Лейхтенбергский был внуком Наполеона, а точнее, сыном пасынка Бонапарта. Происхождение Макса считалось весьма средненьким по меркам середины XIX века. При дворе баварской королевы он сидел на табуретке, в то время как все остальные сидели в креслах, и должен был есть с серебра, тогда как все другие ели с золота. Любому честолюбивому юноше эта ситуация показалась бы унизительной. А Максу было смешно — он не придавал значения условностям. С Марией он познакомился на больших кавалерийских маневрах в Петербурге, куда прибыл в составе военно-дипломатической миссии. Великая княжна отчаянно флиртовала с молодым кавалеристом и, конечно, вскружила ему голову. Но Макс никогда не задумывался о свадьбе с русской принцессой — ему просто нечего было ей предложить. Герцог был небогат, и все свои деньги тратил на живопись: писал картины сам и собирал мировые шедевры.
Питеротерапия. Путеводитель по Санкт-Петербургу
19
подписчиков
Меня зовут Анна Королева, профессиональный аккредитованный экскурсовод по Санкт-Петербургу.…
Сырой петербургский климат и несчастная семейная жизнь довела Макса до чахотки. Герцог скончался в возрасте 35 лет. О нем горевал тесть, но не супруга. Марии ничто теперь не мешало вплотную заняться обустройством своей личной жизни. Граф Жорж — стыдная тайна великой княгини Мария влюбилась в Жоржа еще будучи замужем. Граф Григорий Александрович Строганов был на пять лет младше своей возлюбленной и во многом походил на Макса — такой же легкий характер, такие же симпатичные, завитые по последней моде усики. Но в отличие от талантливого герцога, Жорж не увлекался ничем серьезным. Граф был кутилой и гулякой, со всеми был на «ты», пропадал в ресторанах и казино. Историк Соловьев писал про него: «живой, болтун, шумиха, красив, строен», а граф Шереметев отзывался о Жорже доброжелательно, но несколько пренебрежительно: «Он был в зрелых годах ловок и статен, и когда он танцевал мазурку, то это было загляденье… Добрый товарищ и надежный друг, он, я думаю, не имел врагов, кроме самого себя. Всех и каждого подкупал он умом, добродушием и простотою. Он был делец и мог бы быть весьма полезным государственным деятелем, но ото всего отказывался. Его богатая натура требовала широкой, кипучей деятельности, а ему всю жизнь представлялась одна придворная служба, которая не могла его удовлетворить». Император Николай Павлович относился к Жоржу с презрением. И уж конечно, он никогда не дал бы разрешения на брак своей дочери с этим светским мотыльком. Но Марию ничто не могло остановить. Она уже родила Жоржу детей и твердо вознамерилась обвенчаться с ним — без согласия отца. «Со временем я все объясню Папа и сумею убедить его принять свершившееся», — твердила княгиня. Она вышла замуж за Жоржа тайно, без гостей, в домовой церкви. Священник после совершения обряда венчания ушел в отставку, поскольку не имел права проводить подобные секретные церемонии. Впрочем, батюшка получил от молодоженов щедрое вознаграждение за нарушение правил. За два года Мария так и не нашла удобного случая рассказать отцу о своем новом муже. Николай Павлович скончался в 1855-м, царем стал брат Марии — Александр II. Новый государь знал о тайном браке Мэри, однако отказался предавать его гласности. Жоржу запрещалось сопровождать великую княгиню на мероприятия и жить с ней в одном доме. В какой-то момент Марии пришлось признаться во всем матери, императрице Александре Федоровне. Та расплакалась и сказала: «Я думала, что со смертью императора я испытала горе в его самой горькой форме; теперь я знаю, что может быть горе еще более жестокое — это быть обманутой своими детьми». Марии пришлось уехать за границу, чтобы никто не мешал им с Жоржем публично демонстрировать свою страсть. Семейная пара поселилась на вилле ди Кватро во Флоренции, где великая княгиня устраивала пышные приемы для европейских гостей, выращивала редкие розы и коллекционировала картины — совсем как ее первый муж. Кажется, лучшее, что было в великой княгине — это ее любовь к живописи, которую она переняла у своего несчастного первого мужа, сделавшего столько доброго для России.
У Макса была неплохая коллекция Рафаэля, Ван Дейка и Веласкеса, его мюнхенская художественная галерея пользовалась уважением в мире. Как ни странно, именно этот факт сыграл решающую роль в судьбе двадцатилетнего герцога. Оказалось, что грозный император Николай Павлович питает слабость к художникам. Царь обожал искусство во всех его проявлениях. А потому государь неожиданно благосклонно отнесся к заявлению Марии о том, что она хочет выйти замуж за никому не известного Макса, о котором говорили, что «он похож скорее на хорошего подпоручика, чем на герцога». Великая княжна отправила отца в Германию — устраивать ее семейную жизнь. Николай Павлович сам предложил Максу руку своей дочери. Конечно, говорил он об этом не с самим Максом, а с его матерью, но ситуация все же довольно оригинальная. Император поставил условие: жених должен переехать в Петербург, поступить в русскую армию, крестить и воспитывать будущих детей в православной вере. Юноша очень удивился, что вдруг стал женихом, но согласился. Великая княгиня Ольга Николаевна восклицает: «Бедный Макс! Он отдал сердце и душу совершенно чистосердечно, безо всякой мысли о том, что за заботы может вызвать этот его шаг. Он был красивым мальчиком, хорошим танцором и любезным кавалером, живой и веселый». Мемуаристы рассказывают о подготовке к свадьбе Марии и Макса: «Приданое Мэри было выставлено в трех залах Зимнего дворца: целые батареи фарфора, стекла, серебра, столовое белье, словом, все, что нужно для стола, в одном зале; в другом — серебряные и золотые принадлежности туалета, белье, шубы, кружева, платья, и в третьем зале — русские костюмы, в количестве двенадцати, и между ними — подвенечное платье, воскресный туалет, так же как и парадные платья со всеми к ним полагающимися драгоценностями, которые были выставлены в стеклянных шкафах: ожерелья из сапфиров и изумрудов, драгоценности из бирюзы и рубинов. От Макса она получила шесть рядов самого отборного жемчуга. Кроме этого приданого, Мэри получила от Папа дворец и прелестную усадьбу Сергиевское». Свадьба получилась жаркой во всех смыслах. В церкви было плюс тридцать, но гости чувствовали себя неловко не из-за духоты. Вот как описывает венчание путешественник Астольф де Кюстин: «Во время всей службы герцог, видимо, испытывал лишь одно желание — остаться скорее наедине со своей молодой женой; и взоры общества невольно обращались от них к группе двух голубей, взмостившихся над алтарем. Я не обладаю наивной веселостью писателей доброго старого времени и потому воздержусь от описания некоторых пикантных деталей, как бы интересны они ни были. Они заставляли в этот торжественный день в придворной церкви невольно улыбаться не только серьезных, высокопоставленных мужчин, но и самых добродетельных дам». Страсти в этом браке хватило всего лишь на несколько лет. Потом Марии стало скучно. Как огорченно констатировала великая княгиня Ольга Николаевна, ее сестра видела в браке «освобождение от девичества, а не ответственность и обязанности, которые она принимала на себя». Итак, Мэри заводила один роман за другим, а Макс с головой ушел в любимую работу — его избрали президентом Академии художеств. Он привез в Россию собственную коллекцию редких картин и всячески способствовал появлению новых отечественных шедевров. Но деятельность герцога в России не ограничивалась одним только искусством. Беззаботный на первый взгляд юноша оказался глубоким, одаренным человеком — Макс интересовался гальванопластикой, электрохимической металлургией, минералогией, он устроил собственную лабораторию прямо в Зимнем дворце и проводил там эксперименты. Герцог лично обследовал горные заводы Урала и представил царю отчет об их состоянии, а также основал завод по отливке бронзовой и мельхиоровой скульптуры с золочением. Николай Павлович искренне поражался способностям зятя. Император очень привязался к Максу, не упускал случая наградить его и был крайне недоволен поведением дочери, которая в открытую изменяла мужу. Трое из семи детей, рожденных Марией в браке, не имели к герцогу никакого отношения.
Опубликовано фото
В те далекие времена, когда 7-й корпус еще не был построен, зато достраивался и хорошо виден жилой дом-коммуна - общежитие N 4 ЛИИЖТ 1926 год "По соседству с дворцом Юсуповых во дворе Железнодорожного института, что на углу Московского и Фонтанки, построили "коммунистический дом". Дело было в 1926 году, когда быт унижал женщину, семья становилась пережитком прошлого, а интересы нового человека - общими и возвышенными. На каждом этаже был длинный коридор буквой П. Направо и налево - двери в комнаты, где проживали чуждые мещанству строители нового общества. В ножках буквы П располагались массовые коммунальные удобства: 2 умывалки (мужская и женская), о шести кранах каждая, и 4 одноместных туалета. В этих же ножках, а также в углах изгибов огромные помещения были отведены под "рекреации". Предполагалось, что избавленные от унизительного быта коммунальщики будут проводить там культурный досуг, беседуя, читая вслух и слушая музыку. Кухни не предусматривалось. Для удовлетворения такой вымирающей потребности, как желание поесть, предназначалась домовая кухня, куда коммунальщики, не прерывая мирных бесед о светлом будущем, должны были стройными рядами спускаться трижды в день. К чести экспериментаторов надо сказать, что при доме имелась своя прачечная и кочегарка. Они даже работали - в отличии от домовой кухни. Дом постепенно заселялся, а домовая кухня все не появлялась. Одни бессознательные новоселы ставили керосинки и примусы прямо в комнатах. Другие - желающие вести возвышенные беседы во время приготовления обеда - выносили их в рекреации, от чего там пахло жареной рыбой и щами, а не мечтами о светлом будущем. Из книги Ю. Кружнова "История квартирного вопроса в России, или коммуналки навсегда" - воспоминания Т. Е. Мерсадыковой, семья которой жила в этом доме с 1928 по 1949 г. #пгупс
Таврический дворец в Петербурге не так знаменит и шикарен, как Зимний, однако в истории он оставил, пожалуй, не меньший след. В XVIII веке на балах здесь кружился весь свет Петербурга, а позже жила императорская семья. В начале ХХ века депутаты принимали первые законы. В XX - учили партийных руководителей для всего Советского Союза. А сейчас в здании с многовековой историей заседает Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. Три тысячи гостей были приглашены на прием 28 апреля 1791 года. Хозяин хотел всем показать свой новый дворец, который стал символом выхода России к Черному морю. Особой гостьей стала императрица Екатерина II. Потемкин сшил себе костюм из красного бархата, усыпал его бриллиантами. Лично встречал императрицу у парадного входа. Обустроил для нее возвышенность с диваном в восточной части зала. Диваны в те времена были диковинкой для России. Потемкин впервые увидел их в Турции, а позже ввел в моду в России. Однако больше всего императрица была поражена Зимним садом. В центре стояла круглая ротонда в виде античного храма, а в ней - скульптура «Екатерина II - законодательница» Федота Шубина, которая сейчас хранится в Русском музее. Существовала даже легенда, что каждому гостю на приеме Потемкин выдавал по ложечке бриллиантов, однако подтверждения она так и не нашла. В любом случае Екатерина была поражена приемом: дворцом, его оформлением, количеством гостей. Многие историки считают, что на этом балу произошла одна из ее последних встреч с Григорием Потемкиным - вскоре он уехал в Новороссию и умер в октябре 1791 года. Ему было 52 года. Екатерина не знала, кем его заменить, у нее больше не было человека, которому она могла бы доверить все и спросить обо всем. После Потемкина никаких грандиозных событий в России при Екатерине больше не произошло.
Опубликовано фото
🍳Если истории про Александра Петровича Базилевского вам еще не надоели, то посплетничаем. Вот пять любопытных фактов о его происхождении и личной жизни. 1. Прабабушка. По легенде, прабабка Базилевского была любовницей страшного разбойника, которого она потом сдала в руки полиции, оставив при себе все награбленное. Именно на эти, бандитские деньги, по легенде, и создавалась коллекция редкостей Базилевского. 2. Бабушка. Бабушкой была Варвара Александровна Лопухина, в которую был влюблен Лермонтов. Поэт оставил целый ряд портретов любимой Вареньки, а образ Варвары Александровны не раз находил отражение в стихах. 3. Отец Петр Андреевич Базилевский. Скандально известный тем, что был выпорот собственными крепостными в одном из своих имении, за жесткое обращение с крестьянами. Крепостные и их хозяин заключили «пакт»: никто не узнает об этой неприглядной истории с «самосудом», если помещик не будет жаловаться на крестьян властям. Но, случайно, история получила огласку, дошла до Николая I. Император сначала запретил Базилевскому въезд в обе столицы и Одессу, но позже позволил выехать на лечение сначала в Крым, а потом за границу, где тот и умер. 4. Развод. «По прошению 2 апреля 1884 г. Брак сей по супружеской неверности мужа расторгнут, жене дозволено вступить в новый брак, а муж оставлен навсегда в безбрачии. Отмечено по указу 19 Декабря 1886 г. № 6655» Свадьба, рождение сына, раздельная жизнь с молодой супругой, он во Франции, она в Италии, в этом нет ничего удивительного для аристократии. Гораздо более удивительно - официально оформленный развод. Развестись по закону в Российской Империи было очень сложно. Самый простой вариант – доказанная (со свидетелями) измена одного из супругов. Как правило, мужчина в таком случае брал «вину» на себя, теряя при этом право на последующий брак. А вот дама, после такого развода, могла выйти замуж второй раз. Как видно из записей метрической книги, семья Базилевских пошла по такому же пути. 5. Сын Сын коллекционера Петр Александрович Базилевский родился в 1855, поле учебы в России долгое время жил с семьей в Европе, иногда навещая мать в Италии. В 1900 он вернулся в Москву, где в годы Первой мировой был московским предводителем дворянства и возглавлял один из комитетов помощь семьям военных. Сохранился в архиве его очень краткий дневник, в котором в нескольких строках описывался каждый год. Последние записи посвящены спиритическому сеансу, на котором Базилевский спрашивал у духа грозит ли ему какая-нибудь опасность и что станет с имуществом в революции? Дух заверил, что дома наверняка будут потеряны, но капитал сохранится, хотя и немного уменьшенный, «волнения продлятся недолго, а дальше будет хорошо». На этом записи дневника обрываются, похоже дух ошибся. Домов, денег и жизни П. А. Базилевский лишился.
🌞В Эрмитаже выходной. Смотрители, охранники и даже эрмитажные коты отдыхают. А мы работаем! Не стесняемся, поднимаемся на второй этаж, проходим в Малый Эрмитаж. Сегодня зал №259. «Этот потрясающий зал г-на Базилевского не может сравниться ни с чем…Какое великолепие! Резная кость, ювелирное искусство, рукописи, оружие, эмали расписные, итальянская майолика, резное дерево... Это музей в музее…» так отзывались о коллекции Базилевского в Париже 1878 года. Наследник хорошего состояния, Александр Петрович Базилевский увлекся собирательством в конце 1850-х, он начал собирать коллекцию средневекового западноевропейского и византийского искусства. «Искать ненаходимое» научил его страстный собиратель редкостей, русский парижанин князь Салтыков. Двадцать пять лет он методично выискивает и покупает церковную утварь, украшения и бытовые предметы средневековья. Все это свозится в специально устроенную галерею парижского дома Базилевского. В 1874 году коллекция становится известна всей Европе благодаря публикации очень подробного каталога. По понедельникам, на журфиксы русского коллекционера, в его парижский дом съезжались знатоки. Здесь же собиралось «общество любителей дерева» La Société du Bois. В 1878 году Базилевский перевёз лучшую часть собрания на Всемирную выставку в Париже, пресса и знатоки средневекового искусства в восторге. Но к 1884 году деньги, полученные Базилевским в наследство, кончаются и он решается расстаться с коллекцией. Назначена большая аукционная распродажа. На торги выставили самое ценное: церковную утварь готической эпохи, резная кость, рейнские и лиможские эмали, венецианское и немецкое стекло, итальянскую майолику, французские и мавританские фаянсы. Специалисты оценили собрание в 9 миллионов франков. «Вся Европа, интересующаяся искусством, собиралась приехать» - пишет «Фигаро». О продаже коллекции русского подданного Базилевского стало известно и в Петербурге. 🤴Действующий император Александр III, еще в статусе наследника, в 1867 приезжал в Париж по приглашению Наполеона III и имел возможность коллекцию осмотреть и похоже хорошо запомнил. Поэтому начинаются сложные переговоры о продажи сокровищ в Россию. Базилевский запросил шесть миллионов франков разом, русская сторона предлагала только два миллиона рублей золотом и в рассрочку. Наконец, принято окончательное решение: 2 200 000 рублей или 5 500 000 франков, уплачиваемых при составлении договорной записи. «Я ведь всё-таки русский!» — так объяснил свою уступку в полмиллиона Александр Петрович. Сделка состоялась, и интересующаяся парижская публика ринулась прощаться со знаменитой коллекцией. 🏗В январе 1885 года ящики с ценностями погрузили в шесть вагонов и отправили в Петербург. Собрание Базилевского легло в основу Отделения прикладного искусства средних веков и эпохи Возрождения. 🏛Большая часть этой коллекции и выставлена в западной галерее Малого Эрмитажа. Мелкие и точные детали экспонатов можно разглядывать часами. Обычные бытовые предметы или церковная утварь, но сделанные 500-600 лет назад - каждый раз поражает тонкой и точной работой. 💟Мои любимые - пластинки слоновой кости с изображением сцен из романа о Тристане. Вы только посмотрите на эти складки на юбках и пальчики! Многие предметы коллекции, например, редкую вазу Фортуни, ларец-реликварий св. Валерии, можно видеть на акварели В.П. Верещагина 1870 года, он изобразил галерею в парижском доме Базилевского. После продажи коллекции Базилевский часто сетовал, что ему не хватает «милых безделок». В последние годы его часто видели на парижских выставках; с ним консультировались о подлинности старинных произведений. Он убеждал французское правительство в необходимости создать в Париже музей декоративно-прикладного искусства. Некоторые из ценных предметов коллекции, например, ситула (ведерко для святой воды) из слоновой кости (X век), были проданы во время «эрмитажных распродаж» в 1930х.
ПАМЯТКА для тех, кто хочет разбираться в искусстве: 1. Если видишь на картине темный фон и всяческие страдания на лицах – это Тициан. 2. Если на картине воттакенные попы и целлюлит даже у мужиков, не сомневайтесь – это Рубенс. 3. Если на картине мужики похожи на волооких кучерявых баб – это Караваджо. 4. Если на картине много маленьких людишек – Брейгель. 5. Много маленьких людишек + маленькой непонятной фигни – Босх. 6. Если к картине можно запросто пририсовать пару толстых амуров и овечек (или они уже там есть в различной комплектации), не нарушив композиции, это могут быть: а) Буше б) Ватто. 7. Красиво, все голые и фигуры как у культуристов – Микеланджело. 8. Видишь балерину – говоришь Дега. Говоришь Дега – видишь балерину. 9. Контрастно, резковато и у всех вот такие тощие бородатые лица – Эль Греко. 10. Если все, даже тётки, похожи на Путина – это Ян ван Эйк. 11. Ярко-ярко, цветасто-цветасто – Ван Гог. Всё. P.S.: Моне – пятна, Мане – люди! Самая популярная фраза в Третьяковской галерее: «О! Это же это!» ©Светлана Васильева
Опубликовано фото
👆Граф-пастух Алексей Разумовский - лучший человек в жизни вздорной императрицы Елизаветы. Простой пастух стал мужем государыни всероссийской. Эта сказочная история могла произойти только в странном XVIII веке. Алексей Разумовский, сын днепровского казака, вдруг оказался в Зимнем Дворце, в него без памяти влюбилась молодая, богатая, потрясающе красивая императрица Елизавета. Но несмотря на новообретенное могущество, Алексей остался отличным парнем и никогда не забывал свою малую родину. По книге Анны Пейчевой.