Найти тему
Байагантай-Баатыр - якутская легенда
В древности в Баягантае [прим. Баягантайский улуус до революции был расположен на территории между современными Чурапчинским, Таттинским и Усть-Алданским улуусами, см. Баягантайский наслег и река Баяга] жил человек по имени Байагантай-Баатыр. Таттинцы убили его старшего брата. Байагантай-Баатыр в возрасте 15 лет собрался в Татту сразиться. Надев на него броню, его прикрутили к небольшой лиственнице. Он, вырвав её с корнем, освободился от привязи, вскочил на боевого коня Суонда-Турагаса и поехал сразиться со знаменитым таттинским витязем Мадьылы-Тёрёнёком...
1 месяц назад
Үс-кут (душа) в Аар Айыы
В якутской традиционной (языческой) религии Аар Айыы итэҕэл - северо-восточная деноминация тенгрианства - имеет место концепция трёхдушия - үс-кут (як. букв. три-души). Нужно понимать, что здесь и далее слово "душа" лишь условность перевода - христианская концепция (бессмертной) души несочетаема с каким-либо язычеством. Что же из себя представляет үс-кут? Человек как объект мироздания состоит из трёх частей кут (душ): 1. Ийэ-кут = материнская душа. Эта часть отвечает за наследие человека. Это кровь переданная предками и передаваемая потомкам...
6 месяцев назад
Первый день
В летнее утро, когда солнце только поднималось от своего ночного сна и сияние луны не успело угаснуть с жарой, из чащи леса на великого размера поле вышел человек. Человек этот был уже не молод, но ещё и не стар, одет был неопрятно, и любой увидевший его взрослый с презрением отошёл бы в сторону, а ребёнок, должно быть, принял бы за лешего. Этот человек вышел из лесу и направил свой взгляд к солнцу. Посмотрев на него недолго, он произнёс: «Солнце, что греет наш мир, приветствую тебя вновь. Вот уже десять лет не видел я ни одного человека, который указал бы мне путь. Вот уже десять лет я не получал и не отдавал какого-либо приказа...
8 месяцев назад
Как сохранить и возродить якутскую (и не только) культуру: судьба малых народов
Культура - это то, что эволюционно помогает народу (этносу) выживать: язык, религия, предания, праздники, моральные ценности, литература, музыка и прочее, прочее, прочее - факторы, которые сплачивают народы, объединяют племена, дают чувство единства. Зачем же нужно сплочение какого-то малого народа? Народов существует великое множество и очень часто большие народы поглощают другие. Поглощают и культурно и генетически. Едва ли кто-то желает своему народу судьбу народа исчезнувшего: великие традиции, которые существуют с начала человеческих времён не должны прерываться. В этом наш долг перед нашими предками...
11 месяцев назад
Почему у математиков, физиков и других технарей высокое самомнение
Недавно я прочёл рассуждение человека с гуманитарным образованием о том, что гуманитарии, в отличии от математиков, физиков и прочих "айтишников", не лезут за рамки своей профессиональной деятельности и не пытаются рассуждать о темах, не относящихся к их образованию; в то время как технари постоянно лезут в другие науки и что-то из себя там строят. Вероятно, что посыл "не лезть туда, где не разбираешься" полезен и правилен, но он вызвал у меня размышления по поводу причины подобного "поведения" у представителей технической области знания. В первую очередь технари отличаются от гуманитариев отношением к математике...
113 читали · 1 год назад