Астрология и раннее христианство: замыслы, откровения и поднебесные пути В древности, когда ночные небеса представляли собой бескрайний лист времени и космоса, раннее христианство стало распространять свои воззрения, прирастая к уже популярному и трогающему успех. Кроме поисков «языка» для популяризации христианских идей через ясные литературные формы (наставлений, аналогов пословиц), разгорались и дискуссии о будущем. Ведь время в христианстве действует совсем иначе. История становится историей событий, самодостаточных, сотворенных Господов и ведущих к будущему по дороге непредсказуемостей. . Неумолимые законы божественно-природной регулярности (смены времен года, чередования приливов и отливов, лунный цикл женщин, солнечный ритм растений) сопоставляются с законосообразным изменением места звезд на ночном небе. Складывается астрологический пантеон: созвездия, элементы, стихии; драгоценные камни, животные, растения с магическими свойствами. Принцип «земное узнается в небесном» (констелляции – судьбы людей, народов, стран) – центральный в астрологии, конкретная судьба человека, его завтрашний день считаются незыблемо предопределенными взаимным расположением светил. Но эта предопределеннлсть не пронизывает все и вся, допуская использование этого знания. Астрология, на которую нападали раннехристианские авторы, представляла собой поверхностную карикатуру (например, безоговорочный фатализм) на то, что могло быть (например, в "Тетрабиблосе" Птолемея) сложной и утонченной отраслью знаний. В антиастрологических пассажах Татиана, Мефодия, Диодора Тарсского, Василия, Амвросия или Епифания трудно уловить, что речь идет о каких-то реальных астрологах, разве что, возможно, о соломенных фигурах, подлежащих уничтожению. В церковной антиастрологической полемике использовались как традиционные аргументы, почерпнутые из доксографической литературы, так и аргументы, почерпнутые из самого христианского богословия, например, приписывание астрологии сатане и демонам. Христианская полемика против астрологии была тесно связана с пастырской проблемой, которую, по мнению церковных лидеров, представляла собой астрология для членов церкви. Ранние христиане не были универсальными противниками астрологии. Несмотря на полемику против астрологии, некоторые христиане использовали астрологию в своих верованиях и практиках. Сам факт полемики - свидетельство востребованности и расхожести, того, что христиане проявляли постоянный интерес к астрологии, несмотря на официальное противодействие со стороны церковных лидеров. В раннем христианстве Зодиак не ограничивался просто перечнем астрономических символов. Он становится божественной символикой, в которой каждый знак является аллегорией для глубоких тайн веры. От Весов, символизирующих справедливость, до Стрельца, предвестия будущего, каждый знак словно открывает свое сакральное послание, пытаясь прийти в согласию в добродетелями и разными классификациями благих занятий, практик, личных черт. Звездные Акценты в Святых Текстах Верные следопыты в текстах Библии находят необычные астрологические образы. Пророчество о "утренней звезде", идущей из Иакова (Числа 24:17), может быть не только простым описанием, но и символическим намеком на пришествие Иисуса, света мира. Сегодня, когда мы вглядываемся в таинственное прошлое, астрология раннего христианства открывается перед нами словно раскладное зеркальце. В каждом знаке Зодиака, в каждой планете и каждом созвездии мы видим вечность, таинственно сияющую сквозь века. Верующие тогда и сейчас чувствуют, как астрология становится не просто тайной, а живым диалогом между человеком и бескрайним небом.
1 год назад