Найти тему
НОНКОНФОРМИЗМ. Взгляд изнутри. Часть IV.
...окончание. Начало – Часть I. /// Для справки. Виктор Константинович Мельников (1914 – 2006 гг.) – советский и российский художник, педагог, путешественник, хранитель «Дома Мельникова» в Москве (ныне Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых). Среди его учителей были художники П.П. Кончаловский и Н.П. Крымов. Сын русского и советского архитектора Константина Степановича Мельникова (1890 – 1974 гг.), одного из лидеров авангардного направления в советской архитектуре в 1923—1933 годах...
1 месяц назад
НОНКОНФОРМИЗМ. Взгляд изнутри. Часть III.
...продолжение.Начало – Часть I. /// Для справки. Михаил Матвеевич Шварцман (1926 – 1997 гг.) – советский и российский художник, педагог. Один из самых значительных мастеров в искусстве второй половины XX века. Живописец, график, монументалист, работал в области промышленной графики. Автор художественно-философской системы «Иератизм» (от греч. hieratikos – культовый, священный). Творческий процесс понимал как священнодействие, в результате которого духовный опыт получает художественное воплощение...
1 месяц назад
НОНКОНФОРМИЗМ. Взгляд изнутри. Часть II.
...продолжение. Начало – Часть I. /// Для справки. Илья Иосифович Кабаков (1933 – 2023 гг.) – советский и американский художник, представитель московского концептуализма. Стал всемирно известным в позднесоветский и постсоветский периоды благодаря инсталляциям, в которых исследовал чувство отчуждённости и скуки, характерное для советской повседневности. Работы И.И. Кабакова «Жук» ($5,8 млн.) и «Номер люкс» ($4,1 млн.) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями советского искусства...
1 месяц назад
НОНКОНФОРМИЗМ. Взгляд изнутри.
Начало. Часть I. Как заставить человека что-то сделать? Иногда, достаточно это что-то просто запретить – как гласит пословица «запретный плод сладок». Подобное произошло и с изобразительным искусством в СССР. Стоило Советскому государству «объединить творцов» в единый «Союз художников СССР» (основан 15 апреля 1931 года) для утверждения идеалов советского образа жизни с единственно признанным творческим методом социалистического реализма, как тут же появились отдельные «несознательные» художники, отстаивающие иные смыслы и методы в искусстве...
1 месяц назад
ОСЛЕПЛЁННЫЕ. Часть II.
...окончание. Начало – Часть I. В отличие от легенд, повествующих о лишении мастеров зрения, «ослепление» святых на фресках христианских храмов имеет фактологическое подтверждение. Во многих культурах «Око» является символом мудрости – «Око видит, Око знает». Лишение глаз чудотворцев, по мнению разрушителей, должно было показывать их слабость и никчёмность. Расхожее мнение, о причастности к таким актам вандализма только турок-османов (1299 – 1922 годы), верно лишь отчасти. В своё время британская журналистка Грейс Мэри Эллисон (1880 – 1935 гг...
3 месяца назад
ОСЛЕПЛЁННЫЕ. Часть I.
Глухой музыкант, слепой художник, ослеплённая картина... Сочетание несочитаемого. Человеку без ограничений физических возможностей трудно оценить степень страдания знаменитого немецкого композитора, пианиста и дирижёра Людвига ван Бетховена (1770 – 1827 гг.), который в 26 лет начал терять слух и к 44-м годам полностью стал глухим. Измученный постоянным недугом композитор даже подумывал о добровольном уходе из этого мира. Но великая сила искусства удержала его от этого шага. «Пусть страдалец утешится,...
3 месяца назад
СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ... ИСКУССТВОВЕДЫ. Часть IV – Новые обстоятельства.
... окончание, начало – часть I Как это часто случается, информация и знания, полученные в ходе любого расследования, приводят к уточнениям и новым открытиям. Наше расследование не является исключением. Изучение в 1971 году технических особенностей живописи Николая Ивановича Аргунова привело к пересмотру времени создания широко известного портрета графини П.И. Шереметевой из Государственного исторического музея, первоначально относимого к 1801 году, ещё при жизни Прасковьи Ивановны. Значительная...
218 читали · 3 месяца назад
СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ... ИСКУССТВОВЕДЫ. Часть III – Экспертиза.
...продолжение, начало – часть I Искусствоведческие экспертизы не имеют яркую эмоциональную окраску. Это повествование о личностях и деяниях фигурантов нашего расследования может рождать целую гамму чувств и переживаний, рисовать в нашем воображении «картины» прошлого, которые иногда, в действительности, могли быть иными. В экспертизах только «сухие» факты имеют значение. Зато мы получаем достоверные ответы на наши вопросы об авторстве интересующих нас портретов. Не будем утомлять читателя перечислением...
323 читали · 4 месяца назад
СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ... ИСКУССТВОВЕДЫ. Часть II – «Штрихи» к портретам.
...продолжение, начало – часть I Сделаем небольшое отступление в нашем расследовании о портретах-близнецах. Приведём один пример, который позволит нам глубже понять суть творческого процесса подлинного художника и почему, среди многочисленных портретов выдающейся русской артистки Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой, особое место занимают портреты, исполненные крепостным художником Николаем Ивановичем Аргуновым. Возможно, кому-то этот пример покажется излишне «экстравагантным», но тем не менее...
513 читали · 4 месяца назад
СЛЕДСТВИЕ ВЕЛИ... ИСКУССТВОВЕДЫ. Часть I – Портреты-близнецы.
Кто такие искусствоведы, наверное, объяснять никому не надо. В общем смысле это проводники в мире искусства. Как и многие профессии, искусствоведение имеет несколько специализаций. Есть «искусствоведы-эксперты» – изучают теорию, практику и историю искусств, исследуют направления, сравнивают стили, определяют тенденции в художественном творчестве. Есть «искусствоведы-экскурсоводы» – здесь всё понятно – проводят различные экскурсии, сопровождая их рассказами об экспонатах и авторах. Есть «искусствоведы-кураторы» – тоже всё ясно – организуют и продвигают выставочные проекты...
783 читали · 4 месяца назад
ЗАЗЕРКАЛЬЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО. Часть IV – Казнить нельзя помиловать.
... окончание, начало – часть I Уже в конце первого этапа последней крупномасштабной реставрации фресок Сикстинской капеллы, в середине 1980-х годов, поднялась волна критики, неутихающая по сей день. Апологеты реставрации уверены, что наконец-то миру явлен подлинный Микеланджело, который на протяжении столетий был скрыт под наслоениями грязи и свечной копоти. Противники считают, что величайший шедевр эпохи Ренессанса в результате грубого вмешательства был уничтожен безвозвратно. Единственное, что...
2186 читали · 4 месяца назад
ЗАЗЕРКАЛЬЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО. Часть III – Лихачёв или Пьетранджели?
... продолжение, начало – часть I Последнее восстановление фресок Сикстинской капеллы стало одним из самых грандиозных событий в мире искусства XX века. Реставрационные работы, с учётом заключительного этапа, продлились в общей сложности 19 лет. Но перед этим необходимо было ответить на главный вопрос, что делать – проводить консервацию или реставрацию? В своей статье «Проблемы реставрации», опубликованной в 1981 году в сборнике «Восстановление памятников культуры», советский и российский литературовед, искусствовед, академик АН СССР Дмитрий Лихачёв (1906 – 1999 г...
322 читали · 5 месяцев назад