Найти тему
Закреплено автором
Педагогическая проза или не только Макаренко
Доброе утро, страна! 1 сентября - День знаний. Поздравляю всех, кто причастен к этому сложному и интересному образовательному процессу. Я учитель географии и биологии. Также я родитель. Один образовательный маршрут от детского сада до высшего образования я прошла с одним ребёнком как родитель. Теперь повторяю этот путь уже будучи магистром педагогического образования. Этот канал будет посвящён родителям, которые постоянно сопровождают своих детей в педагогическом процессе. Будучи участниками это процесса, тем не менее, много остаётся за кадром, многое непонятно, накапливаются конфликтные ситуации и разочарования. Приходится разбираться от правописания до физики, помогать делать уроки, успевать за бешеным темпом и разнообразии в образовании. Мне хочется поделиться тем, что я смогу объяснить и как учитель, и как родитель, находясь в двух мирах одновременно. Меньше всего мне хочется критиковать наше образование. В большей степени мне хочется, чтобы родители могли увидеть логику, взаимосвязи, причины и следствия этих процессов. На основе этих данных делать выводы. Собственно, этому мы тоже учим детей в образовательных учреждениях. Публикации я начну с вхождение в мир естественных наук для 5 класса (географии и биологии), а также физики и химии 7 класса. Я не преподаю физику и химию, но как родитель скоро должна буду помогать и в этих предметах. Я буду разбираться в них, с точки зрения родительского восприятия. В конце концов, имея образование, средне-техническое или высшее, мы в состоянии в этом помочь. В состоянии, но почему-то не получается и требуются репетиторы. Я также веду репетиторскую работу, поэтому вполне представляю, с какими трудностями приходят дети в поисках дополнительной помощи. Захватим и ОГЭ. :) Всем тем, чем я занимаюсь сама, готова поделиться с другими. *** Педагогический процесс базируется на трёх китах - обучении, развитии и воспитании. Обучение - это то, что мы должны передать в виде знаний. Я умею варить суп, я могу научить как это делать. Развитие - здесь мы работаем с умениями, знаниями, которые уже есть, но можно расширить, усовершенствовать, отточить мастерство. Я научился варить супы, теперь можно учиться варить супы на скорость, национальные, холодные, диетические и так далее. Воспитание - самый сложный процесс, когда надо сформировать такую модель поведения в разных областях, которую будет выбирать человек осознанно, чтобы не вредить себе и другим. Я мастер по варке супов, но после меня такой беспорядок на рабочем столе, я не считаю нужным соблюдать правила безопасности и гигиены. Это может привести к травмам, конфликтам. Есть законы и правила, а есть осознанный выбор самоконтроля. Конечно у всех этих понятий, определений есть конкретные формулировки, которые прописаны и обозначены в законе об образовании. Владея этими понятиями, то есть смыслами, мы можем говорить на одном языке с участниками образовательного процесса: 1. Обучающиеся. Те, кому знания передают, развивают и воспитывают. 2. Педагогический состав. Те, кто передаёт знаниями и организует условия, при которых будут происходит обучение, развитие и воспитание. 3. Административный состав. Те, кто организует уже педагогический состав, законных представителей обучающихся, самих обучающихся и связывает всё это в единую систему. 4. Родители или законные представители обучающихся. Создают условия для обучающихся, когда они вне образовательной организации. Восполняют базовые потребности обучаемых: покушать, поспать, быть одетым, обутым, в безопасности.Также чему-то обучают, развивают и воспитывают, но уже дома, на улице, в социуме. Три процесса педагогики и четыре участника образовательного процесса (производственной фабрики по массовой "штамповке" знаний) сходятся воедино и начинают создавать такие причудливые комбинации ситуаций, событий, идей и фантазий, что искусственный интеллект, который призван работать с большими объёмами данных, справиться не сможет. Дальше, каждые из этих больших кластеров начинают дробиться и множиться на подпункты, которые ещё предстоит осветить. Учебный год 2024/2025.
6 месяцев назад
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Приветствие на уроке это ритуал, в котором надо обратить внимание учеников на себя. Ребятам необходимо успокоиться, настроиться на работу с учителем, переключиться с одной деятельности на другую. От момента звонка - сигнала к началу урока до "садитесь" может пройти до 7 минут, в зависимости от состава класса, событий на перемене и урока, который был до этого. Это ещё один маленький узелок в течение дня, который надо учитывать и под него подстраиваться. Прошла неделя с момента начала учебного года. Есть те, кто с первого дня с места в карьер, начал учится и вникать в знания, как студенты средних и высших заведений. Дети же торжественно отпраздновали новый учебный год, получили учебники и побежали домой. Учебная программа начинается с первого дня обучения, но по сути 2 сентября 2024 г. уроки не проводились, значит, те уроки, которые попали в расписание на понедельник уже не состоялись. Программа рассчитывается на определённое количество часов: предмет можно преподавать 1 час (урок) в неделю, 2 часа, 3 часа...На математику и русский отводится самое большее количество часов. Поэтому здесь больше возможностей и вариаций для того, чтобы программу освоить. Те предметы, которые идут один раз в неделю, а за учебный год это всего 34 урока, в которые надо уместить контрольные, Всероссийские проверочные работы, могут пропасть из-за выходного дня, короткого дня, дистанционного и прочих "напастей. Тогда на прохождение программы предмета от задуманных 34 часов остаётся в лучшем случае уроков 30. А урок это 40-45 минут, а в классе в среднем 30-34 человека, а учитель работает чаще всего фронтально, то есть сразу со всеми. Если хочется индивидуального внимания, то на каждого ученика уйдёт только 1.5 минуты внимания. За год достанется 45 минут драгоценного внимания - то есть целый урок можно посвятить одному ребёнку. Если в прошлый раз мы говорили о педагогике в целом, о тех трёх китах, на которых установились ноги Атлантов, то сегодня двинемся дальше, к более прозаичной составляющей учебного процесса. Педагогика это романтика - человек, который повёл за собой другого и показал, искусство шаолиньских монахов. Или вместе сели под деревом и рассматривают природу, погружаясь в красоты мироздания, попутно разговаривая притчами о смысле жизни. Гарантию и право на образование реализует государство. То есть мы можем быть спокойны, нас обучат читать, писать, считать, общаться с животными и знать свою историю. Тут нам в помощь Конституция РФ. Право на образование детально прописано в Законе об образовании. Тут уже и определения понятий обучение, воспитание, образовательный процесс и прочие формулировки. Закон всем объясняет что и как называется. Государству надо реализовать наши права для всех, поэтому оно гарантирует, что с 1 по 9 класс начальной и основной школы, все дети будут организованы в образовательном процессе, потому что должны стать грамотными. Государство не просто берёт на себя это обязательно, но и заинтересовано в том, чтобы не ходили толпы безграмотных людей. В садик ходить не обязательно. Не ходит ребёнок в дошкольное учреждение, никто родителей дёргать не будет, где же ваш ребёнок, он должен там быть. Мы, родители, гоняемся, чтобы не упустить место в саду. Та же сама история и после 9 класса, чем занят подросток 16-ти лет, никого особо интересовать не будет. Не хочешь получать профессию, это твоё дело. Права у тебя на продолжение обучения есть, но если не хочешь то, базовое, основное общее образование (ООО) тебе дали - не пропадёшь. Государство, заинтересовано в дальнейшем обучении наших деток - так как нужны специалисты и профессионалы, чтобы это государство работало, развивалось и реализовывало остальные права для любимых граждан. Но с 1 по 9 класс будь добр родитель организуй со своей стороны обучение для своего сына или дочки. Иначе мы за тобой придём - узнать, чем он занят. Поэтому обучение всех и сразу - это конвейерное производство знаний. Школа это массовое производство. Производство - это стандарты. Наш стандарт называется ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.
6 месяцев назад
Доброе утро, страна! 1 сентября - День знаний. Поздравляю всех, кто причастен к этому сложному и интересному образовательному процессу. Я учитель географии и биологии. Также я родитель. Один образовательный маршрут от детского сада до высшего образования я прошла с одним ребёнком как родитель. Теперь повторяю этот путь уже будучи магистром педагогического образования. Этот канал будет посвящён родителям, которые постоянно сопровождают своих детей в педагогическом процессе. Будучи участниками это процесса, тем не менее, много остаётся за кадром, многое непонятно, накапливаются конфликтные ситуации и разочарования. Приходится разбираться от правописания до физики, помогать делать уроки, успевать за бешеным темпом и разнообразии в образовании. Мне хочется поделиться тем, что я смогу объяснить и как учитель, и как родитель, находясь в двух мирах одновременно. Меньше всего мне хочется критиковать наше образование. В большей степени мне хочется, чтобы родители могли увидеть логику, взаимосвязи, причины и следствия этих процессов. На основе этих данных делать выводы. Собственно, этому мы тоже учим детей в образовательных учреждениях. Публикации я начну с вхождение в мир естественных наук для 5 класса (географии и биологии), а также физики и химии 7 класса. Я не преподаю физику и химию, но как родитель скоро должна буду помогать и в этих предметах. Я буду разбираться в них, с точки зрения родительского восприятия. В конце концов, имея образование, средне-техническое или высшее, мы в состоянии в этом помочь. В состоянии, но почему-то не получается и требуются репетиторы. Я также веду репетиторскую работу, поэтому вполне представляю, с какими трудностями приходят дети в поисках дополнительной помощи. Захватим и ОГЭ. :) Всем тем, чем я занимаюсь сама, готова поделиться с другими. *** Педагогический процесс базируется на трёх китах - обучении, развитии и воспитании. Обучение - это то, что мы должны передать в виде знаний. Я умею варить суп, я могу научить как это делать. Развитие - здесь мы работаем с умениями, знаниями, которые уже есть, но можно расширить, усовершенствовать, отточить мастерство. Я научился варить супы, теперь можно учиться варить супы на скорость, национальные, холодные, диетические и так далее. Воспитание - самый сложный процесс, когда надо сформировать такую модель поведения в разных областях, которую будет выбирать человек осознанно, чтобы не вредить себе и другим. Я мастер по варке супов, но после меня такой беспорядок на рабочем столе, я не считаю нужным соблюдать правила безопасности и гигиены. Это может привести к травмам, конфликтам. Есть законы и правила, а есть осознанный выбор самоконтроля. Конечно у всех этих понятий, определений есть конкретные формулировки, которые прописаны и обозначены в законе об образовании. Владея этими понятиями, то есть смыслами, мы можем говорить на одном языке с участниками образовательного процесса: 1. Обучающиеся. Те, кому знания передают, развивают и воспитывают. 2. Педагогический состав. Те, кто передаёт знаниями и организует условия, при которых будут происходит обучение, развитие и воспитание. 3. Административный состав. Те, кто организует уже педагогический состав, законных представителей обучающихся, самих обучающихся и связывает всё это в единую систему. 4. Родители или законные представители обучающихся. Создают условия для обучающихся, когда они вне образовательной организации. Восполняют базовые потребности обучаемых: покушать, поспать, быть одетым, обутым, в безопасности.Также чему-то обучают, развивают и воспитывают, но уже дома, на улице, в социуме. Три процесса педагогики и четыре участника образовательного процесса (производственной фабрики по массовой "штамповке" знаний) сходятся воедино и начинают создавать такие причудливые комбинации ситуаций, событий, идей и фантазий, что искусственный интеллект, который призван работать с большими объёмами данных, справиться не сможет. Дальше, каждые из этих больших кластеров начинают дробиться и множиться на подпункты, которые ещё предстоит осветить. Учебный год 2024/2025.
6 месяцев назад
В образовательной среде такая ситуация постоянно - если надо быстро, много, массово обучить огромное количество народа - в частности, школьников, тогда берутся классы по 30 человек, ставится учитель, организатор процесса и вперёд к знаниям... Унифицированное обучение это нечто усреднённое. Каким-то образом надо уместить в 45 минут урока (лекции, 15 минутного занятия у малышей) - а это главная единица измерения в обучении - все чаяния и надежды всех 4 групп образовательного процесса: 1. Безопасность и санитарные нормы - чтобы не выпрыгнул в окно, чтобы не ударился об парту, чтобы не сидел сгорбившись, чтобы было на чём сидеть, чтобы температура воздуха соответствовала мозговой деятельности, питьевой режим, чтобы одежда была целая, чтобы дети пришли здоровым и ушли здоровыми. 2. Сытые и довольные - завтрак, обед, возможность перекусить дёшево и обязательно вкусно. Хотя за 100 рублей приготовить вкусный обед это из разряда высшего пилотажа. Когда я сама хожу тестировать еду в школу как родитель, есть такая программа "Школьное питание", то я диву даюсь, что можно изобрести за такие деньги. Собственно я сама неприхотлива, в детстве с удовольствием ела садиковскую стряпню в виде кашек и омлетов. В школе тоже люблю столовскую пищу - возможно это воспитание пионерского детства. Этот пункт осуществить всяко сложно - тут прямо как в поговорке "Семеро хотят писать, один хочет селёдки". Жалобы на питание безусловно не все беспочвенны, но ожидать от столового школьного питания изысков в стиле "Теремка" тоже не стоит. 3. Собственно образовательный процесс - тут три кита - воспитание, обучение и развитие того, что уже достигли. Надо научиться новому, надо развить, закрепить, умножить то, что удалось изучить ранее, а главное воспитать личность "гармоницкую", чтобы любил трудиться, ценил семейные скрепы, любил Родину, был патриотичен, гражданскую сознательность не забывал, мусор сортировал, птичек не обижал, родной край изучал, с предыханием относился с научному познанию мира, а ещё саморазвивался, самомотивировался и так далее. Где-то между всем этим и лежит основная и главная задача обучения - добыть и преумножить себе любимому новые знания, проводником которых ныне является педагог. Нет, он не транслятор уже известных истин, он проводник в пещере. Все за мной! Фонариком в темноту. Ребята, вот здесь огромная лужа, как вы думаете, зачем она? Любые ответы хороши, главное чтобы была проблема, чтобы было что решать. А решать мы будем вместе. Вот кто-то промочил ноги в луже. Давайте решим, как нам действовать в этой ситуации. Хотя, конечно надо было в такой же проблемной ситуации ранее сформировать умение думать головой, идти в поход в резиновых сапогах и не лезть в кроссовках в лужу, потому что надо думать о последствиях или уметь просчитать скорость намокания обуви. Это всё на 45 минут - выполнить все требования, которые заложены в федеральном государственном стандарте. Так надо планировать урок, чтобы дети вышли с него с головы до ног обеспечены всем, что ожидают и они сами, и зам. по безопасности, и зам. по воспитательной работы, и зам. по учебной части, повар, директор, а самое главное - родители. Они ожидают, что в школе, как в номере у фокуснике всё и сразу, ярко, интересно, самозабвенно и с "отлично" и "хорошо" на выходе. Если добавить ещё штрихов в этот хаотичный процесс, требуется ещё найти индивидуальный подход к детям из разных социальных групп, разной скорости восприятия информации, разных базовых умений и начальной школы, садика, семьи. Дети с ОВЗ, одарённые дети, дети-билингвы опять же нуждаются в адаптации. И снова у тебя 45 минут и, например, дроби. Я их не преподаю, но делаю сейчас по ним уроки дома. Представляю, как то, что я объясняю целый час одной голове, надо быстро объяснить всем. Закрепить, прорешать примеры, проверить домашнее задание - мы же тратили кучу времени дома, а нас не проверили. Вспомнить уже изученное чтобы не исчезло из голов - актуализировать значит... Проблема с поведением, треть не выполнили домашнее задание, забытые тетради, надо выйти в туалет, кто-то тайно в телефоне...фото tourpedia.ru/...
1 год назад
В этом учебном году (а педагоги всё меряют только учебными годами), я неожиданно для себя оказалась в положении репетитора. Временно это будет или постоянно, сложно представить. Посвятив пять лет жизни педагогическим практикам в высшей и общеобразовательной школе, взяла перерыв. Собственно отпуск через каждые пять лет педагогического труда возможен без сохранения зарплаты. Делается это для профилактики профессионального выгорания. Таких людей я не встречала. Хотя реально пять лет работы очень выматывает, хочется отдохнуть и набраться новых сил. Мой педагогический труд начался поздно, в 40 лет. Я из тех людей, кому пришлось в жизни резко сменить траекторию своего движения. Теперь я учитель биологии и географии, 1 категории. Репетиторство интересное направление - это снова работа с родителями, с детьми, которые что-то не поняли, не смогли, не захотели, не получается. Нужен человек, который лично тебе, персонально с тобой разберёт атмосферное давление, дроби или признаки двудольных растений. Нужен специалист, кто подготовит тебя к экзамену, поступлению в профильный класс, специализированную школу, поможет сдать сессию и прочее. Почему всё-таки требуется репетитор, если обучаемый (сейчас этот термин используется, чтобы описать объект твоей педагогической работы :) ) умеет читать, писать, считать, не обделён интеллектом и вполне себе ходит сам в образовательное учреждение? Одна из основных проблем, на которых накладывается всё остальное - это умение учиться. В это словосочетание вкладывается множество разноуровневых умений, которые являются подпорками для получения знаний и успешного образования. Успешность обучения человеком любого возраста рассматривается по-разному: для кого-то оценки это показатель того, что ты обладатель знаний, для кого-то наименование учреждения, в котором ты учишься, для кого-то умение этими знаниями пользоваться (рассчитать на перекрёстке скорость промчавшейся мимо тебя машины :) ), для кого-то не болеть и не пропускать занятия. Стремясь в образование, основное, которые мы обязаны получить с 1 по 9 класс и всё остальное, которое мы набираем себе в зависимости от потребностей и целей, чего мы ожидаем? Как оказывается, разного и разнообразного. В том числе и отсюда идёт множество конфликтов в образовательной среде. Считается, что на сегодняшний день участники процесса образования это четыре категории людей, которые, как атланты держат на своих руках самое прекрасное - того самого обучаемого, условного дошкольника, школьника, студента, абитуриента, слушателя. 1. Родители 2. Административный состав учреждения 3. Педагогический коллектив 4. Обучаемые Вот из этих компонентов и варится образовательный процесс. Если мы начинаемся готовить какое-то блюдо, мы на выходе чётко понимаем, что должно получиться - вкусное, сытное, полезное, красивое варево. Проблема в том, что в нашем представлении, как должна выглядеть манная каша, которую мы собираемся есть, будет отличаться от манной каши нашего друга, родственника, читателя блога, если мы эту манную кашу выложили на общее обозрение. Тут начинаются фразы "что-то цвет не тот, который у манной каши", "манная каша моего детства это обязательно с маслом", "а я в манную кашу добавляю лепестки миндаля". Казалось бы, поговорка "на вкус и цвет товарищей нет" позволяет нам ценить разнообразие подходов, методов, творческих подходов. Тем не менее, мы хотим что-то постоянное и всеми принятое - придти в кафе и покушать кашу ту, которую ожидаем. Наши ожидания строятся на нашем опыте детства, личных предпочтениях и другом. Другой вопрос, когда манную кашу надо подать сразу массово, рассчитать на 150 человек. Тогда лепестки миндаля тут совсем не к месту, или проще говоря, к месту но другому, кафе, ресторан, где тебе будут готовить кашу на твой вкус, но заплатишь ты за неё не 50 рублей за порцию, а 200 рублей. В образовательной среде такая ситуация постоянно - если надо быстро, много, массово обучить огромное количество народа - в частности, школьников, тогда берутся классы по 30 человек, ставится учитель, организатор процесса и вперёд к знаниям...фото nakukhne.ru/..
1 год назад