Найти тему
Про стратегии общения Недавно я разозлилась. Не то, чтобы само по себе это редкость для меня) Но сейчас результатами анализа своей эмоциональной реакции хочу поделиться. На курсе по визуальной коммуникации было задание - используя метафору крови как денег, попробовать продать свой творческий продукт. Сколько миллилитров своей крови вы готовы (мне) отдать за декор проект своей квартиры? за хоумстейджинг квартиры в аренду? за картину? Я же, покрутив в голове предложенную метафору, поняла, что в данном контексте мне ближе метафора времени - часов, дней, лет жизни. Кстати, использовав ее, некоторые любопытные для обсуждения мысли зафиксировала себе. Что же стало причиной злости? - Ощущение, что меня делают меньше, чем мне хочется сейчас быть. Это как злость на родителя с его авторитарным "я твоя мама - я знаю лучше, что тебе хорошо". Такой способ взаимодействия в обучении и воспитании предполагает наличие субъекта (авторитета родителя, учителя и т.д.) и субъекта (ребенка, ученика, подчиненного и т.д.) = вертикальные отношения. Мне говорят как правильно думать, что хорошо, что плохо, что сделать, что сказать - я так и думаю, делаю и говорю. Когда нет ресурса, энергии, не хочется сейчас разбираться в теме, когда есть большое доверие человеку, или низкая важность, чтобы тратить ресурс на размышления, или же сильный страх своего мнения, сильное желание одобрения "старшего" - такое взаимодействие имеет место быть. Этот тип взаимодействия тренирует у субъекта навык послушания, навык уважение авторитета. Минусы его в том, что в долгосроке это ослабляет навык думать и анализировать информацию самостоятельно, растит страх думать иначе, чем большинство, воспитывает инертность и ослабляет креативность. А также в том, что коренной конфликт ребенка: рост и развитие vs безопасность и одобрение взрослых, - никуда не денется. Потребность в актуализации личности, даже подавляемая, остается в виде общего неудовлетворения жизнью, приводит к срывам, апатии, потери смысла, депрессиям. Альтернативная стратегия - воспитание следования (Яна Ветер). Когда младший (ребенок, ученик, клиент, подчиненный, пациент и т.д.) - равный. И взаимодействие основано на научении наблюдать, слышать, быть в контакте с собой - соотносить информацию, опыт с собой, учит быть субъектом. Это воспитание творца. Плюсы очевидны. Минусы - для такого взаимодействия нужно больше ресурсов как учителю, так и ученику. Нужно уметь видеть в другом равного, даже если сейчас он в позиции ученика, клиента, подчиненного, быть готовым на несогласие, на конфликт мнений, быть способным переносить собственную неидеальность и уязвимость.
1 год назад