Найти тему
И снова перенесёмся в Японию... Да, для меня она остаётся странно притягательной. То накатывает желание посмотреть анимэ (сразу говорю, не руководствуюсь ни жанром, ни популярностью, чисто по визуальному восприятию и, одновременно, сюжету), то послушать jpop или даже j-rock, то вот написать что-нибудь про очередных японских сов. На самом деле, совы в Японии популярны. И причина популярности фигурок и изображений совы в том, что они приносят удачу и защищают от невзгод. Японское название совы фукуро (fukurou, フクロウ (梟)) может быть записано по-разному, но так, что оказывается созвучно двум иероглифам ( 福 fuku, luck, удача; 来 ku, to come, приходить), а по-другому (不 fu, no, нет, 苦労 kurou, suffering/hardship, страдания/трудности). В общем, талисман. На Японском архипелаге обитает около десяти видов совообразных, однако изображений сов там в тысячи раз больше. И все очень-очень разные. Сегодня же у нас парочка влюблённых сов. Да, впереди праздник, который последнее время пытаются потихоньку вычеркнуть из календарей: день Святого Валентина. Ну да, пусть это и не наш праздник, пусть за флёром романтики спрятаны какие-то совсем другие исторические события и реалии. Но для поколения рождённых в 1980-е это праздник именно романтики, небольших подарков (порою даже подброшенных ничего не подозревающему объекту влюблённости), любовные записки с признаниями, непременные школьные дискотеки, на которых именно в этот день было значительно больше медляков... Так, что-то я отвлёкся. Возвращаемся к нашим японским совушкам. Сегодняшняя пара сов, а это именно пара, позирует нам у небольшой угловой ширмы, на которой написан иероглиф удача. А вот что написано на животиках этих очаровательных птичек - это только Google Lens знает. На самом деле, из-за широкого мазка иероглифы не слишком хорошо распознаются, кроме того, даже простое перемещение камеры над совами приводит к тому, что слова меняются. Из различных слов, появлявшихся на экране при переводе мне показались наиболее подходящими по смыслу "женатая пара" на левой и "романтика" на правой. Так и запишем.
1 год назад
Чем отличается современное (конец 2023 года) коллекционирование от того, что было ещё года два назад? А ещё лучше - пять лет назад? Тем, что можно было купить фигурку с любой части света, которую быстро доставляли. Теперь же приходится по сто раз проверять и перепроверять, чтобы обычная фигурка не попала под санкции. А таких сейчас много и, к примеру, сову из металла, выпущенную в США, просто нереально доставить (конечно, есть обходные пути, но когда маленькая фигурка стоимостью в 8$ требует вложений по доставке в 200$ - это уже перебор). Сегодня к нам на исследование "прилетела" сова из Чили. По факту сова сделана из гипса, но с точки зрения eBay это керамика и потому сова чуть-чуть, прямо на взмах крыла, не влетела в санкции. А вот была бы не Южно-Американская, а родная, из США - и точно бы не прилетела. Судя по поиску, на eBay не так уж и много чилийских сов, да и те, что есть, особым разнообразием не отличаются (несколько очень обычных вязанных, штуки три самых обычных керамических, которых можно найти вообще в любой стране мира, ещё парочка - самодельных их тёрки и камешка). И вот из того, что остаётся - есть очень интересные, почти шедевральные синие совы. Это керамика, выпущенная в мастерской Pablo Zabal. Где-то можно найти оригинальные изделия, выполненные основателем фирмы - Джино Пабло Сабалем в 1970-е годы. Но это уже раритеты, так что то, что сейчас продаётся - выполнено уже под руководством его детей и, наверное, внуков. Главное - это не отдельный человек, как можно подумать по подписи, а целая фирма, в которой больше 200 человек. Но даже несмотря на то, что дело, вроде бы, поставлено на поток, каждую фигурку приходится делать почти неделю. Сначала основную фигурку выполняют из белой глины, но чаще - из гипса. Затем, после относительного высыхания, базовую фигурку опускают в жидкую глину с добавкой солей кобальта. Именно эта глина и даёт красивый голубой цвет готовому изделию. А вот потом начинается самый творческий процесс, когда мастер прорезает особым резцом этот верхний слой, в результате чего сквозь синеву "кожи" начинает проглядывать белое основание. Как написано, всё это прорезание идёт без малейшей разметки, только под властью вдохновения. Поэтому, как бы ни была набита рука мастера, двух одинаковых сов (и других фигурок) просто не бывает.
1 год назад
У каждого коллекционера в какой-то момент встаёт вопрос о том, как пополнять коллекцию. В большинстве случаев выбор делается в пользу "бери, что дают, и лучше - подешевле". И тогда коллекция начинает быстро заполняться, но, как правило, полнейшим ширпотребом. Появляются 1001 фигурка из полистоуна (или гипса), отличающиеся друг от друга только кривостью кисти неизвестного китайского рабочего, да расцветкой, или всякие наклейки, значочки, марки (плюс их только в том, что места мало занимают, но и художественную ценность несут околонулевую). В этом плане "коллекционер" максимально приближается по ценности своей коллекции к собранию картин Сильвио Берлускони, вот только какой в этом смысл? Другие же, начитавшись советов "маститых коллеционеров", надумывают превратить свою коллекцию в "инвестиции", то есть, купить что-то задёшево, чтобы когда-то потом на этом хорошо заработать. Как показывает практика, если у тебя нет хорошего друга-мецената или же искусствоведа, который всем расскажет, что именно экземпляры твоей коллекции представляют прямо-таки необычайную художественную ценность, то собранные фарфоровые кошечки, слоники, картинки "художников, опередивших своё время" в лучшем случае будут розданы детям знакомых, а в худшем - будут просто вынесены на помойку, где и найдут последний приют (хотя, если посмотреть на то, что выставляют "галереи современного искусства", там им самое место, причём сразу же, с момента создания). Не претендую на большую художественную ценность коллекции, которую помогаю собирать; но хочется надеяться, что некоторые из образцов, входящих в неё, для России являются если не полностью уникальными, то достаточно редкими представителями. Постараюсь почаще добавлять очередную сову на всеобщее обозрение, а также делиться историей и фактами создания этих сов.
1 год назад
Перенесёмся же теперь с буквы "Я" и восточных пределов нашей карты на самые западные участки, туда, где царит холод, снег и буква "А". Увы, в Антарктиде сов пока встретить невозможно, поэтому посмотрим на то, что нам может предложить Аляска. На самом деле, Аляска огромная, поэтому там можно встретить и обычную серую сову и полярную. Но главное - там можно найти необычные фигурки, фигуры и фигурищи, которые делают местные жители, а также некоторые подражающие им. Это тотемы. Сразу скажу, отнесение некоторых из них к одному виду животных очень относительно, иногда это образ, в котором воплощены самые яркие черты не одного, а нескольких животных. В коллекцию залетела птица, в которой сочетаются некоторые черты совы, ворона, орла и ещё много каких хищных птиц. От совы тут крылья, уши (да, эти высокие выступы на голове - это перья, закрывающие совиные ушки, когда сова сердится или хочет испугать - она их поднимает и совершенно меняет выражение "лица"), а также умение крутить головой на 360°. Это не обычная фигурка, это коробочка. И на внутренней части можно прочитать автограф Ray Moore (как его видят продавцы). Если поискать в интернете, то максимум, что удастся найти - это несколько десятков предложений на сайтах вроде ebay, etsy и других с предложением купить различные деревянные фигурки в похожем стиле и всё. Поэтому начинаем копать глубже. Выясняется, что волн интереса к культуре индейцев в плане сохранения культурного наследия было несколько. Первая прошла почти сразу после войны и ознаменовалась тем, что порядка 120 огромных тотемных столбов было отреставрировано и сохранено для следующих поколений. А в конце 1980-х пришла вторая волна, после которой на Аляске стали создаваться ремесленные мастерские, в которых как местные жители (частично индейцы), а также приехавшие на Аляску выходцы из разных провинций Канады и штатов США творят деревянные резные фигуры из растения, называемого "жёлтый кедр". Удивительно, но к кедру это растение вообще-то не имеет никакого отношения. Это Кипарис нутканский. На счёт этого кипариса есть даже целая история его происхождения, пересказываемая народом нутка (нуу-ча-нульт). Согласно этой легенде, ворон встретил трёх молодых женщин, сушивших лосося на берегу. Он спросил женщин, боятся ли они одиночества или же медведей, волков и других животных. Каждая женщина ответила, что не боится. Но когда ворон спросил их о совах, женщины признались, что действительно боятся сов. Услышав это, ворон-обманщик скрылся в лесу и стал изображать крик совы. Испуганные женщины побежали в горы и превратились в кипарисы с последним вздохом. По мнению Нутка, именно поэтому данный кипарис растет на склонах гор, кора у него шелковистая, как женские волосы, а молодой ствол гладкий, как женское тело. В настоящее время есть несколько компаний, которые выпускают такие резные фигурки. Одна из них - Black Diamond, которая выпускает, среди прочего, резные фигурки с 1989. И вот тут мы выясняем, что надпись, предположительно, расшифровывается немного по-другому: Pat Moore или Patrick Moore, который с женой Теди Браун и создал компанию. Так что бывает очень полезно внимательно изучить историю своих сов (и не только).
1 год назад
Начнём же мы путешествие в мир совиного коллекционирования с одной из самых восточных стран, при этом стоящей по порядку в конце русского алфавита - с Японии. В Японии совы бывают самые разные, некоторые - привычных европейцам пропорций и материалов, некоторые же - очень необычные, свои. Первыми на сцену выходят, конечно же, совы-актёры. И не просто актёры - а чисто японского театра кабуки. Как написано на маленьком буклетике, который шёл в комплекте (в прямом переводе с японского на русский c помощью Гуглопереводчика): "Однажды скромная сова, активная по ночам, решила, что ей хочется наклонить голову. Я хочу быть ярким. Я хочу выделиться. Он возродился как яркая фигура, объединив достойную личность совы с Кабуки". Вроде бы и всё ничего, но не особо понятно, что же это за "наклонить голову"? Может быть Яндекс.Переводчик поможет? Получаем: "Однажды трезвая сова, которая активна по ночам, захотела наклониться (повернуться)." Не особо помогает. DeepL: "Трезвая сова, активная по ночам, захотела однажды прислониться." Промт: "Однажды я подумал, что хочу пропустить сову, которая была активна ночью." (это вообще нечто) Reverso: "Однажды трезвая сова, орудующая ночью, хотела склонить Кабуки ." В общем, то ли трезвая, то ли скромная сова, активная по ночам, решила... Вот что же она решила? "Yoru katsudō suru jimina fukurō wa aru hi, katamuki (kabuki) tai to omotta." Будем считать, что она просто решила полностью себя изменить и стать кабуки. Про театр кабуки все в той или иной мере слышали. Это особый вид театра, совмещающий в себе драму, танцы, песни. Бывали периоды в японской истории, когда все роли исполняли исключительно мужчины. Теперь же это не так, поэтому даже сова (вроде бы в русском языке женского рода) может выступать в театре. Хотя, судя по "лицам" этих сов, у нас всё же совы-мужчины. Как говорит Википедия: "существуют специальные расцветки грима фудукома и кумадори для отображения животных (сисигути, цути-гумо)". В целом красный цвет в гриме символизирует справедливость, страстность, смелость, синий — хладнокровие, злость, безнравственность, черный и коричневый — божественность, потусторонность. Но надо будет изучить поподробнее. Рядом с каждой совой написано её имя. - сову с отставленным крылом зовут Mote Nosuke - жёлтую сову с ярко подведёнными глазами и заметно наклонённую, называют Aku Zaemon - серая сова отзывается на имя Yokai Sukeroku - пёстро-коричневая сова получила имя Hade Goro - и, наконец, другая жёлтая сова стала называться Reiketsu Utamaru. И да, как и большинство, к сожалению, товаров, эти совы выпущены в Китае и сделаны из ПВХ.
1 год назад
Совы бывают разные. Это вам скажет любой коллекционер. Конечно, у большинства совиных коллекционеров выбор предметов строится по одному из двух принципов: - лишь бы подешевле - бери, что дают. В итоге через несколько лет набираются кучи (толпы, свалки) одинаковых сов, из которых большая часть - это однотипные китайские ширпотребные совы из полистоуна и пластика. Такая себе коллекция (кто не понял - это был сарказм). СОВсем другое дело, когда человек собирает предметы в разных стилях, техниках, из разных мест. Тогда задача стоит не набрать огромную толпу сов, а именно собрать что-то уникальное. Да, когда нет ограничения бюджета, можно покупать хоть каждую неделю очередную сову из европейского фарфора (к примеру). Но вот какой в этом толк, когда совы получаются вроде бы и разные внешне, но СОВсем одинаковые по существу? Поэтому то, что будет появляться здесь, будет направленно именно на разнообразие, на то, чтобы показать, какие необычные, разные, непохожие совы появляются из рук мастеров со всего света. К каждой сове будет идти не только описание того, как она сделана, но и, по возможности, дополнительная информация, потому что есть у некоторых сов своя изюминка. Но для начала публикую карту, на которой красным обозначены места, откуда совы уже прилетали в нашу коллекцию. Зелёным пока обозначены места, появления сов откуда точно не следует ждать (Северная Корея и Афганистан). Про остальные страны - не всё понятно. Некоторые на доступных интернет-площадках представлены только монетами, бижутерией и марками. Таких сов в этой почти нет, только фигурки, только хардкор. Ну что ж, приступим...
1 год назад