Закреплено автором
Радио «Орфей»
Рады приветствовать вас на канале радио «Орфей» в Дзене! Здесь мы в текстовом виде публикуем эфирные программы. Ниже предлагаем навигацию по каналу. – О закулисной жизни музыкантов рассказывает пианистка Екатерина Мечетина. Читайте её рубрику #дневник пианистки. – Лучше понять творчество известных композиторов можно с помощью статей #партитура жизни. Сейчас доступны тексты, посвящённые Джоаккино Россини и Александру Скрябину. – #классика повсюду рассказывает о классических хитах, которые мы часто слышим в жизни. – Писатель Александр Васькин и его рубрика #литературные мотивы помогут узнать о литературной классике, а точнее об увлечениях известных писателей. – Познакомиться с раритетами из собрания Российского национального музея музыки позволит цикл #экспомузыка. – О вековом творческом пути Московской филармонии рассказывает программа #столетие московской филармонии. – Что предпочитали на завтрак, обед и ужин известные деятели культуры? Подробности – в программе #классика на кухне.
13,9K · 2 года назад
Статьи
1 прочтение · 3 часа назад
Ольга Северская. «А отвечать будет Пушкин!» Музыка и музЫка в поэзии и прозе Пушкина
«Из наслаждений жизни Одной любви МузЫка уступает» — эти слова Пушкин, ценитель музыкального искусства, вложил в уста Дон Жуана в «Каменном госте». Не удивляет музыка? Или по сложившейся привычке тянет объяснить ее «поэтической вольностью»? Да, в воле Пушкина было выбрать именно такой, архаичный вариант: уже практически везде звучала «мУзыка». «Младшей» нормы придерживались уже и Карамзин, и поэты пушкинской поры — Рылеев, Баратынский, Грибоедов… Да и родной дядя Пушкина — Василий Львович — следовал новой речевой моде...
25 прочтений · 1 день назад
Партитура жизни: Римский-Корсаков. Табула седьмая. Миссия выполнима
«Русский композитор спас президента Линкольна, а вместе с ним и всю американскую демократию!» Как вам такие заголовки на первых полосах мировых масс-медиа? Но вряд ли мы их увидим. На Западе предпочитают забыть эту удивительную историю беспрецедентной помощи, да и у нас про неё мало кто знает. Всё началось в июле 1863 года. Из Владивостока и Кронштадта, в обстановке глубочайшей секретности вышли 12 кораблей, и через два месяца они достигли пункта назначения: половина бросила якорь в Сан-Франциско, а другая половина — в Нью-Йоркской гавани, среди них — клипер «Алмаз»...
43 прочтения · 2 дня назад
Кинокласс. Антон Иванович сердится
«Антон Иванович сердится» — вторая музыкальная комедия, снятая Александром Ивановским вскоре после успеха «Музыкальной истории». «Ну, поздравляю, месяц отдохните и принимайтесь снова за работу. Петров и Мунблит написали для вас новый прекрасный сценарий», — сказал режиссёру директор студии, обрисовывая перспективу. Сюжет картины вновь касался мира классической музыки, только на сей раз в центре повествования были не таланты из народного театра, а состоявшиеся музыканты, как солидный профессор консерватории Воронов, презирающий легкие жанры...
37 прочтений · 3 дня назад
Кинокласс. Ностальгия
Фильм «Ностальгия» Андрея Тарковского поднимает тему внутреннего разлада человека с собой, когда он оказывается вырванным из привычных ориентиров, лишенным тепла домашнего очага. «Я хотел рассказать о русской ностальгии, том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских, вдали от Родины», — отмечал Тарковский, находя это явление чем-то большим, чем просто тоска. «Вы, русские, уезжаете не в другую страну, а на другую планету», — говорит в фильме переводчица Эуджения писателю...
24 прочтения · 4 дня назад
Александр Васькин. Пушкинская нота. «К вечеру отправлюсь в Оренбург»
«Третьего дня, выехав ночью, отправился я к Оренбургу. Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне ее. Черт его побери, дорого бы дал я, чтоб его затравить», писал Александр Пушкин супруге 12 сентября 1833 года. В дороге до Оренбурга, проезжая по землям калмыков, через мордовские селения и чувашские деревни, Пушкин также встречается с очевидцами пугачевского восстания. В частности, в крепости Сорочинской он беседует с 86-летним казаком Иваном Ларионовичем Папковым, со слов которого поэт записывает...
53 прочтения · 5 дней назад
Партитура жизни: Модест Мусоргский. Табула шестая. Смертельное притяжение
Старые города, как люди. У них есть своё лицо, характер, история и какая-то особая магия. Она с такой силой притягивает поэтические натуры, что порою это притяжение становится смертельным. Петербург середины 19 века. Уже пульсирует его сердце: Адмиралтейство и Медный всадник, набережная Невы и Зимний Дворец. Уже стоит Казанский собор и блестят купола Исакия, а реки и каналы одеты в гранит. 10-летний отрок из псковской глубинки Модинька Мусоргский таким увидел город, влюбился и стал его пленником...
33 прочтения · 6 дней назад
Александр Васькин. Призраки оперы. В Чистом переулке… Наташа Ростова
Шестая картина оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» названа композитором «В особняке у Ахросимовой». Марья Дмитриевна Ахросимова отчитывает Наташу Ростову, решившуюся на побег с Анатолем Курагиным. Девушка в отчаянии. «Оставьте! Оставьте!», — кричит Наташа и убегает. Прокофьев не называет точный адрес, но мы-то знаем, где происходили описанные события — в Чистом переулке. Ибо прототипом Марьи Дмитриевны Ахросимовой была московская барыня Настасья Дмитриевна Офросимова, которую за ее крутой нрав и боевой характер прозвали в шутку московским воеводой и даже Марфой Посадницей...
25 прочтений · 1 неделю назад
Ольга Северская. «А отвечать будет Пушкин!» Пушкин — наше всё
«А Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим… после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин пока единственный полный очерк нашей народной личности». Этот тезис поэта и критика Аполлона Григорьева, вырванный из контекста его «Взгляда на русскую литературу после Пушкина», за два столетия стал речевым шлягером. Вот, например, в «Преступлении и наказании» Достоевского мать пишет Раскольникову: «Милый мой Родя… ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше»...
39 прочтений · 1 неделю назад
Партитура жизни: Римский-Корсаков. Табула шестая. Мореходка
Конец октября 1862 года, Петербург, пристань на Васильевском острове. Свежеиспечённый гардемарин Римский-Корсаков прощается с друзьями, чтобы отправиться в неведомую взрослую жизнь. Она начнётся с кругосветки на новеньком, ещё пахнущем краской клипере «Алмаз». Почти на три года корабль станет и домом, и местом службы. Не всем выпускникам Морского училища так повезёт с назначением, как 18-летнему Нике. Но радости нет, хотя его детская мечта исполнилась. Гардемарины — слово-то какое красивое! Оно вошло...
34 прочтения · 1 неделю назад
Кинокласс. И корабль плывёт
Картина Феллини «И корабль плывёт» встречает зрителя кадрами, стилизованными под немое кино: в 1914 году из Неаполя отплывает лайнер, на борту которого музыкальная богема (дирижёры, певцы, критики и даже один журналист) провожают в последний путь оперную диву Эдме Тетуа, завещавшую развеять свой прах над морем близ острова, где она родилась. Едва отзвучала увертюра из «Силы судьбы» и пассажиры заняли места в обеденном зале, как журналист начинает свой репортаж: вот директор Ла Скала, легендарный...
6 прочтений · 1 неделю назад
Григорий Заславский. Из театра с любовью. «Сны мальчика. Сказки Щедрина»
Когда я учился в школе, сказки Салтыкова-Щедрина нам преподносили как образец политической сатиры, то есть сказок для взрослых, в которых, высмеивая пескарей, щук и прочую живность, автор клеймил ненавистные ему и одновременно неизлечимые пороки царской России, одним из высокопоставленных чиновников которой был вице-губернатор Салтыков. Когда Евгений Закиров учился на режиссёрском факультете ГИТИСа в Мастерской Сергея Васильевича Женовача, среди дипломных спектаклей на его курсе один был собран из...
23 прочтения · 1 неделю назад
Кинокласс. Большой вальс
Предлагаем перенестись в 1938 год, когда фильмов было мало и все они были событием. Сегодня голливудская картина «Большой вальс» о Штраусе может вызвать улыбку, но тогда это была абсолютная бомба, феерический аттракцион режиссёра Жюльена Дювилье, погружающий публику в сияющую атмосферу кино, мир грёз и фантазий. В своей страсти к порхающим в вальсе парам и поворотам чужой любви находили взаимопонимание самые разные люди, которых, казалось бы, ничего не может объединить. Большой русский писатель Виктор...