Закреплено автором
Радио «Орфей»
Рады приветствовать вас на канале радио «Орфей» в Дзене! Здесь мы в текстовом виде публикуем эфирные программы. Ниже предлагаем навигацию по каналу. – О закулисной жизни музыкантов рассказывает пианистка Екатерина Мечетина. Читайте её рубрику #дневник пианистки. – Лучше понять творчество известных композиторов можно с помощью статей #партитура жизни. Сейчас доступны тексты, посвящённые Джоаккино Россини и Александру Скрябину. – #классика повсюду рассказывает о классических хитах, которые мы часто слышим в жизни. – Писатель Александр Васькин и его рубрика #литературные мотивы помогут узнать о литературной классике, а точнее об увлечениях известных писателей. – Познакомиться с раритетами из собрания Российского национального музея музыки позволит цикл #экспомузыка. – О вековом творческом пути Московской филармонии рассказывает программа #столетие московской филармонии. – Что предпочитали на завтрак, обед и ужин известные деятели культуры? Подробности – в программе #классика на кухне.
13,9K · 2 года назад
Статьи
7 прочтений · 14 часов назад
Партитура жизни: Римский-Корсаков. Табула шестая. Мореходка
Конец октября 1862 года, Петербург, пристань на Васильевском острове. Свежеиспечённый гардемарин Римский-Корсаков прощается с друзьями, чтобы отправиться в неведомую взрослую жизнь. Она начнётся с кругосветки на новеньком, ещё пахнущем краской клипере «Алмаз». Почти на три года корабль станет и домом, и местом службы. Не всем выпускникам Морского училища так повезёт с назначением, как 18-летнему Нике. Но радости нет, хотя его детская мечта исполнилась. Гардемарины — слово-то какое красивое! Оно вошло...
23 прочтения · 1 день назад
Кинокласс. И корабль плывёт
Картина Феллини «И корабль плывёт» встречает зрителя кадрами, стилизованными под немое кино: в 1914 году из Неаполя отплывает лайнер, на борту которого музыкальная богема (дирижёры, певцы, критики и даже один журналист) провожают в последний путь оперную диву Эдме Тетуа, завещавшую развеять свой прах над морем близ острова, где она родилась. Едва отзвучала увертюра из «Силы судьбы» и пассажиры заняли места в обеденном зале, как журналист начинает свой репортаж: вот директор Ла Скала, легендарный...
6 прочтений · 2 дня назад
Григорий Заславский. Из театра с любовью. «Сны мальчика. Сказки Щедрина»
Когда я учился в школе, сказки Салтыкова-Щедрина нам преподносили как образец политической сатиры, то есть сказок для взрослых, в которых, высмеивая пескарей, щук и прочую живность, автор клеймил ненавистные ему и одновременно неизлечимые пороки царской России, одним из высокопоставленных чиновников которой был вице-губернатор Салтыков. Когда Евгений Закиров учился на режиссёрском факультете ГИТИСа в Мастерской Сергея Васильевича Женовача, среди дипломных спектаклей на его курсе один был собран из...
20 прочтений · 2 дня назад
Кинокласс. Большой вальс
Предлагаем перенестись в 1938 год, когда фильмов было мало и все они были событием. Сегодня голливудская картина «Большой вальс» о Штраусе может вызвать улыбку, но тогда это была абсолютная бомба, феерический аттракцион режиссёра Жюльена Дювилье, погружающий публику в сияющую атмосферу кино, мир грёз и фантазий. В своей страсти к порхающим в вальсе парам и поворотам чужой любви находили взаимопонимание самые разные люди, которых, казалось бы, ничего не может объединить. Большой русский писатель Виктор...
30 прочтений · 3 дня назад
Александр Васькин. Пушкинская нота. «Третьего дня прибыл я в Симбирск»
Собирая материалы по истории пугачевского бунта, в сентябре 1833 года Пушкин приехал в тихий губернский городок Симбирск (ныне Ульяновск). Город был основан в 1648 году по указу царя Алексея Михайловича как крепость Синбирск, позже буква «н» в названии причудливо уступила место другой — «м». Пушкинские места Симбирска почти не сохранились — пожар в августе 1864 года уничтожил три четверти города. Вот почему есть разные мнения о том, где именно остановился поэт — то ли в гостинице, то ли в доме Языковых, либо у гражданского губернатора Загряжского...
29 прочтений · 4 дня назад
Партитура жизни: Модест Мусоргский. Табула пятая. Святая
Почерневшие от сырости камни ограды, бетонная плитка, заросшая травой, высокий крест на фоне сорняков и заброшенных могил. А ведь когда-то на этом месте, на высоком берегу Жижицкого озера, что в 10 минутах ходьбы от псковского поместья Наумово, был родовой склеп владельцев усадьбы. Но в середине прошлого века его разобрали на кирпичи. В этом склепе весной 1865 года похоронили Юлию Ивановну Мусоргскую, женщину, которая мужу подарила сына Модиньку, а миру — гения. Что мы знаем о ней? Не сохранилось ни портрета, ни фотографии, даже дата рождения вызывает вопросы...
11 прочтений · 5 дней назад
Александр Васькин. Призраки оперы. У старого князя Болконского. Опера «Война и мир»
«В особняке старого князя Болконского» — так называется третья картина оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Граф Илья Андреевич Ростов с дочерью Наташей наносит визит своему будущему родственнику — старому князю Николаю Андреевичу Болконскому. Но им не рады — старик не хочет принимать гостей, демонстрируя своё крайнее неприятие. Он появляется в недопустимом для такого случая одеянии — в халате и ночном колпаке. Наташа Ростова в смятении. Не такой она видела встречу с отцом своего жениха. Но где в Москве жил Николай Болконский? Давайте разберёмся...
19 прочтений · 6 дней назад
Ольга Северская. «А отвечать будет Пушкин!» Правда ли Пушкин придумал современный русский язык?
Правда ли Пушкин придумал современный русский язык? Правда. Хотя говорим мы, конечно, по-другому. И иногда читаем Пушкина со словарём. Но в целом Пушкин для нас понятен и гениально прост. Что было до Пушкина? Двуязычие. Говорили на одном, писали по-другому: практически на церковнославянском с вкраплениями заимствований петровских времен и стилевой галантности. Дворянство лучше знало французский, чем родной язык, и чуралось языка улицы, недостойного приличного общества и литературы. Пушкин всё усвоил и переработал...
32 прочтения · 1 неделю назад
Партитура жизни: Римский-Корсаков. Табула пятая. Линии жизни
В двух сотнях вёрст от Петербурга, в городе, окружённом болотами и глухими лесами, одинокий мальчик часами стоит у окна. Он смотрит, как ветер гонит волны по разлившейся в половодье речке Тихвинке. Каждую весну она превращается в огромный бурлящий поток, его дом на набережной — в корабль, а детская, которая разместилась в мезонине, в рубку корабля. У штурвала — Ника Римский-Корсаков, ему 10 лет. Он никогда не видел моря, но любит его больше всего на свете и мечтает стать моряком, как знаменитые предки...
23 прочтения · 1 неделю назад
Кинокласс. Переписывая Бетховена
Фильм польского режиссёра Агнешки Холланд «Переписывая Бетховена» легко вписывается в мейнстрим современного гендерного равноправия. И даже не ставит вопрос, а сразу утверждает, что женщина может быть и композитором, и дирижёром, даже если на дворе первая четверть 19-го века. В центре повествования несколько моментов из жизни Людвига Ван Бетховена, в частности последние дни работы над 9-й симфонией и появление в его доме молодой студентки консерватории Анны Хольц. Юная девушка становится переписчицей...
19 прочтений · 1 неделю назад
Григорий Заславский. Из театра с любовью. «Жаркое ковидное лето»
На самой камерной и даже тесной Новой сцене МХТ играют премьеру по свеженаписанной пьесе известного драматурга Ярославы Пулинович. Чуткая к театральным нуждам, потому и востребованная, — пожаром по стране идет ее мелодрама «Земля Эльзы», где концы с концами не сходятся, но театры все равно хватаются за нее, как за последнюю соломинку, имея в труппе двух разнополых хороших артистов старшего поколения. МХТ и после Табакова старается выводить на сцену героев современной драматургии и на этих неторёных...
13 прочтений · 1 неделю назад
Кинокласс. Вуди Аллен и его романтические комедии
Режиссёр Вуди Аллен наиболее известен своей любовью к джазу, который так органичен в его фильмах, построенных вокруг самокопаний меланхоличного героя, существующего в лабиринте неразрешимых проблем. Особое место в этих картинах занимает город Нью-Йорк, воспетый Алленом в малейших деталях. Так, фильм «Манхэттен» открывается масштабным пейзажем, проходящим перед глазами зрителя под звуки «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина: лабиринты запруженных улиц, Эмпайр-стейт-билдинг, Бруклинский мост. Всё в чёрно-белых эстетских тонах...