Найти тему
В каждой епархии нужно иметь систему выбора епископа и пресвитеров
Очень легко относиться к старшему как к начальнику и всё свалить на него, или видеть в нём лишь временщика, наёмника и ожидать другого. Такое отношение неизбежно возникает тогда, когда нет настоящего выбора, когда нет узнавания старших в народе, в обществе и в церкви. К сожалению, ни архиерейский, ни другие церковные соборы тоже сейчас не обеспечивают такого узнавания и такого выбора. Они тоже не выражают мнения церкви, так же как не выражают его и голоса патриархов и синодов.  Чтобы ситуация...
121 читали · 2 года назад
Индивидуальное покаяние необходимо восполнить личностно-соборным и надеждой
В исторической церкви очень много, иногда слишком много, говорилось о покаянии. Некоторые даже считают, что единственное, что надо делать церковному народу – это каяться, больше ничего и не надо. Вот покайтесь, кайтесь, кайтесь, вы все грешники, и кричите «Господи, помилуй», и больше ничего не делайте. На этом даже выстроен большой пласт нашей богослужебной культуры. Это, конечно, была некоторая крайность, некоторое оскудение духа, односторонность, что, я думаю, понятно всем. Тем более что покаяние имелось в виду сугубо индивидуальное...
2 года назад
14 декабря 2022 г. отошел ко Господу наш возлюбленный брат Вячеслав Битюцкий
Вячеслав Ильич Битюцкий родился 2 октября 1937 года в с. Лемешки Руднянского района Волгоградской области. Он закончил экономический факультет МАИ (1959 г.), радиотехнический факультет МЭИ (заочно, 1965 г.) и аспирантуру МАИ по специальности радиовизирование (1970 г., канд. тех. н.). Работал на воронежском авиазаводе, в НИИ и преподавал в политехническом институте до 1998 г., где его очень любили студенты. Вячеслава Ильича можно назвать по-настоящему человеком «третьего пути». В 1988 г. он участвует...
2 года назад
Роль евреев в революции и во всё советское время была уникальной
Были страны коммунистического лагеря, где тоже, как в России, многие страдали, где было много ужасных вещей, но они даже представить себе не могут того, что было здесь. И это связано не просто с историческим моментом. Это было связано ещё и с уникальным составом исполнителей: кто задавал тон и как. Это часто не было объективным, это было и субъективным. И поскольку в основном это была еврейская, или точнее иудео-большевистская революция, то хотим мы того или не хотим, долго, очень долго, а в чём-то...
3581 читали · 2 года назад
Чтобы на нашу землю вернулась красота, нужно покаяние и нужна надежда
По свидетельству очевидцев первое, что увидели люди в России после переворота октября 1917 года – что от России отошла красота. Они еще не знали, что отошла не только красота, но и доброта, и правда, и жажда справедливости, и милосердие, и многое, многое еще. Но красота ушла сразу. А ее было много в нашей стране в начале XX века – вряд ли это надо доказывать кому-либо из вас. Может ли этот дар вернуться? Тяжелый вопрос. Неимоверно тяжелый. Нужно быть почти что пророком, чтобы сказать что-то определенное, отвечая на такие вопросы...
2 года назад
Человек ещё должен прийти к себе и своей природе
Душа по природе христианка, но слово «природа» у Тертуллиана означает совсем не то же, что у нас. Оно означает онтологию человека: по природе – то есть по Божьему замыслу. Но Тертуллиан прекрасно знал, что природа человека искажена грехом. И чем больше она искажена, чем больше удалена от своего призвания, своего образа, своего эйдоса, тем меньше человека тянет к общению. Его больше интересуют контакты, особенно полезные или очень приятные, чувственные. Он часто не может общаться, даже если бы и захотел; он нередко просто к этому не способен...
2 года назад
Излишняя романтизация семейной жизни часто обманывает человека
Господь дал людям возможность обретать в семьях какую-то новую степень единства. Единство перед лицом Господним – дело великое и святое, но основой для единства могут быть разные вещи. Хорошо, если это вещи высшие: дар благодати Святого Духа — общая харизма. И когда это полностью заполняет сердце человека, то за него можно радоваться: он находится в полном единстве с собою, с Богом в своей совести и со всеми ближними. Но часто так не происходит или к этому нужно очень серьезно готовиться и долго идти...
140 читали · 2 года назад
Апостольское устройство Церкви – общинное и братское
Давайте вспомним времена общины учеников Христовых, которая была одновременно и неиерархической общиной, и братством апостолов и близких к ним людей. Книга Деяний рассказывает нам, что все они после Воскресения и Вознесения Спасителя и после сошествия Святого Духа пребывали вместе с новоуверовавшими тысячами людей в учении апостольском, в общении, в преломлении хлеба и в молитвах, что они единодушно собирались по домам почти каждый день, благодарили за дары Христовой любви, за Его обещание прийти и не замедлить, благодарили и за сам дар Святого Духа...
2 года назад
Нецелостность современного человека приводит ко многим бедам
Из признаков современного обличья зла на первое место я поставил бы внутреннюю расколотость, нецелостность, которая приводит к закрытости, не-проницаемости. Из-за этой расколотости человек не может свести концы с концами внутри себя. Когда он сам непрозрачен, как он может общаться с другими, какой своей частью он будет вступать в диалог? Получается, что одной своей частью он вступает в диалог с одними силами, другой – с другими, а потом его разрывает на множество частей, просто взрывает изнутри. Расколотость – это синоним нецеломудрия...
2 года назад
В молитве не должно быть ничего подозрительного с точки зрения вечности
Когда я начинал свой духовный путь – это были 1960-е годы, у меня не было ни одной книги, никаких молитвословов, был только храм, в котором все читалось и пелось в таком виде, что разобрать что-либо было трудно. Хотя для меня чаще всего это был Елоховский патриарший собор. Там я очень чувствовал дух молитвенного стояния, дух общения с Богом и ближним. Для меня это и сейчас остается самым важным в молитве. Если не было книг, то что могло быть главным в моей личной церковной жизни? Просто молиться...
2 года назад
Церковь через евхаристию и крещение должна выявлять себя и личностно, и соборно
Конечно, тайна Церкви – это прежде всего тайна Жизни и тайна Смерти. Но в исторической церкви, кроме тайны, ещё есть таинство Жизни и таинство Смерти. В каком-то смысле само таинство евхаристии всегда воспринималось как таинство Жизни, Жизни вечной. Мы причащаемся «для прощения грехов и Жизни вечной», и в то же время на молитве евхаристии мы в первую очередь воспоминаем Смерть и Воскресение Христа. Это опять же о Жизни и о Смерти. Христос побеждает Смерть, Христос дарует всем верным Жизнь вечную...
2 года назад