Как отличить общество от случайной группы людей? На obsch.ru называют ключевые признаки: наличие подсистем и структурных элементов, динамичность, нелинейность развития, преобразование мира вокруг себя Например, древние племена мигрировали и создавали новые обычаи — это и есть свойство общества меняться. А что делает наше общество уникальным? На странице obsch.ru/...tvo — полный список признаков и примеры
ОБЩ Обществознание без паники
356
подписчиков
Обществознание ЕГЭ 2025 задания егэ, подготовка к егэ, результаты егэ, демоверсия егэ 2025, егэ по обществознанию
Традиционное общество Представь мир, где всё крутится вокруг традиций и обычаев. Люди пашут землю вручную, как их деды-прадеды, живут большими семьями, а община решает, что к чему. Никаких заводов или технологий — только природа и вера в старые заветы. Хочешь узнать, как это было? Читай тут: obsch.ru/...stv
Система права — это не просто набор законов, а их логичная и упорядоченная структура. Это правила, которые регулируют жизнь общества, от штрафов за нарушения до защиты собственности. Например, ПДД и Конституция — части одной системы. Она нужна, чтобы всё работало слаженно: без системы права был бы хаос. Как это устроено? На странице obsch.ru/...ava — разбор с примерами
Форма государства — это то, как устроена власть в стране. На obsch.ru пишут, что она включает три части: форма правления (кто правит — король или народ), государственное устройство (единая страна или федерация) и политический режим (демократия или диктатура). Например, Россия — федерация с республикой, а Саудовская Аравия — унитарная монархия. Хотите узнать, от чего зависит такая структура? На странице obsch.ru/...iya — простой объяснение с примерами. Переходите, чтобы разобраться
Социальный конфликт — это не просто спор, а столкновение интересов групп или людей в обществе, где каждая сторона хочет своего. На obsch.ru пишут, что это явление — часть жизни: от ссор в семье до войн между странами. Например, забастовка рабочих против начальства — это конфликт из-за зарплаты, а протесты за права — из-за идей. Без конфликтов общество стояло бы на месте: они заставляют нас меняться. Но что именно запускает этот процесс? На странице obsch.ru/...ikt подробно разбирают, как конфликты формируют мир вокруг нас. Переходите, чтобы узнать, почему без них не обойтись
Производство — это процесс превращения ресурсов в полезные вещи. На obsch.ru объясняют: это не только заводы, но и услуги — от пошива одежды до стрижки в салоне. Например, столяр делает стол из дерева, а программист пишет код для приложения — оба производят. Главное — результат должен быть нужен людям. Без производства не было бы ни еды, ни домов, ни технологий. Как оно организовано? На obsch.ru/...tva — простой разбор сути и значения. Загляните, чтобы понять, как всё начинается!
Зачем вообще нужно общество? На obsch.ru пишут, что оно выполняет кучу задач: от защиты (вспомните, как люди объединялись против врагов) до создания условий для жизни — школ, больниц, заводов. Одна из главных функций — производство: еда, одежда, техника не появляются сами по себе. А ещё общество помогает сохранять знания и культуру: без него не было бы ни книг, ни фильмов. Как думаете, что случится, если эти функции перестанут работать? На странице obsch.ru/lections/chelovek-i-obschestvo/ponyatie_obschestvo/…… разбирают все функции. Загляните, чтобы узнать, как общество держит нас на плаву!
Образование — это не просто уроки в школе, а процесс, который формирует человека и общество. На obsch.ru пишут, что это целенаправленное развитие личности через знания, навыки и ценности. Например, ребёнок учится читать, а потом понимает мир через книги — это и есть образование в действии. Оно затрагивает всё: от умения считать до моральных принципов. Но как оно работает на уровне общества? На странице obsch.ru/...nie разбирают, почему без образования не было бы науки, культуры и прогресса. Пользуйтесь)
Препарирование заданий Задание №4 требует от вас ознакомиться с описанием ситуации и выбрать черты, характеризующие ее целиком или отдельное ее проявление. Обратите внимание, что количество верных вариантов может варьироваться. Согласно методическим рекомендациям ФИПИ, их может быть от 2 до 4. Статистически чаще всего верных вариантов ответа 3. Но не стоит ориентироваться на это число - есть риск не указать верный вариант или указать лишний. Учитывайте, что данное задание охватывает все темы из первого раздела "Человек и общество". Верный ответ оценивается в 2 первичных балла. К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод? Ответ: 1) самовыражение и свобода творчества авторов 2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем 3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. 4) высокая степень обобщения коллективного опыта 5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке 6) ориентация музыки на широкую аудиторию Ответ: 12 Пояснение 1) Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия средне образованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”. Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры. 2) Ввиду того, что творцы элитарной культуры всегда стремятся к поиску новой формы и содержания, многие люди не готовы к восприятию новых решений и идей. Именно поэтому элитарная культура требует подготовки для понимания. Читатель-зритель-слушатель должен находиться в одном культурном контексте с автором произведения. Для этого требуется наличие широкого кругозора и знакомства с достижениями классической культуры, культуры эпохи модерна и постмодерна. 3) Элитарная культура наоборот отличается новаторством и стремлением к оригинальному самовыражению. Указанная черта будет характерна для народной культуры. Народная культура призвана сохранять и передавать традиции унаследованные от предшествующих поколений. Важно понимать, что народная культура возникает в эпоху, когда еще не существует образование как общедоступный институт. Поэтому она прежде всего направлена не на самовыражение, а на передачу опыта (социализацию). 4) Элитарная культура стремится к отражению индивидуального, уникального опыта автора. В некотором смысле она даже стремится к субъективизму. Обобщенный опыт предыдущих поколений передает народная культура. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Поэтому опыт, который она передает коллективный и обезличенный, это опыт народа в целом. 5) Элитарная культура стремится быть оригинальной, а не стереотипной. Стереотипность (стандартность, унифицированность) это черта массовой культуры. Это связано с задачами, которые она решает: развлечение и заработок денег. Массовая культура стремится развлечь широкие массы населения и заработать на этом денег. П
Теория Черты плановой экономики Централизованное планирование производства (директивное распределение производственных ресурсов) - это одна из функций государства в плановой экономике. Структуры государства (ГОСПЛАН в СССР) собирают информацию о потребностях общества и ресурсах экономики, а затем структурируют эту информацию в план развития экономики на определенный период (“Пятилетка” в СССР). Основные вопросы экономики (что, как и для кого производить?) при плановой системе решаются государством и его структурами без строгого учета баланса спроса и предложения. Государство устанавливает цены. Поскольку единственным производителем является государство, оно же и решает какие товары и по каким ценам будут представлены в продаже. Фактически цены устанавливаются искусственно и произвольно, вне зависимости от объективных факторов. Такую стабильность цен считают одним из важнейших социально-экономических достижений сторонники восстановления Советского Союза. Уравнительное распределение. Поскольку единственным производителем является государство, оно же и решает кому, в каком объеме, какие конкретно блага достанутся. Политика уравнительного распределения направлена на минимизацию социального неравенства. Государственными органами устанавливаются нормы снабжения регионов страны, категорий населения и отдельных. Все подчинено планированию. Отсутствие частной собственности на средства производства. В такой экономике единственным производителем является государство, оно же является единственным собственником средств производства. Население может обладать частной собственностью лишь на предметы личного пользования. Про такую ситуацию принято говорить, что экономика национализирована - то есть принадлежит нации, от имени которой собственностью распоряжается государство. Отсутствие предпринимательства. В командно-административной экономике предпринимательство находится под запретом и карается уголовно. Единственным производителем благ и независимым субъектом экономики является государство. В эпоху СССР существовала уголовная статья за спекуляцию (перепродажу по более высокой цене), что фактически ставило коммерцию вне закона. hобщ.рф ht.me/...nic
Препарирование заданий Задание №3 требует от вас соотнести черты явления с его видом. Обратите внимание, что все предложенные варианты черт должны быть обязательно использованы. Верный вариант ответа будет представлять из себя последовательность цифр, равную количеству букв в первом столбце. Некоторые цифры могут повториться более одного раза, но каждая должна быть использована минимум единожды. Учитывайте, что данное задание охватывает все темы из первого раздела "Человек и общество". Верный ответ оценивается в 1 первичный балл. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Форма познания А) восприятие Б) суждение В) ощущение Г) представление Д) понятие Этап познания 1) чувственное познание 2) рациональное познание Верный ответ: 12112 Пояснение: 1. Формы чувственного познания это: Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. 2. Формы рационального познания это: Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. hобщ.рф ht.me/...nic
Препарирование заданий Задание №2 требует от вас выбрать верные черты явления или суждения по теме. Обратите внимание, что количество верных вариантов может варьироваться. Согласно методическим рекомендациям ФИПИ, их может быть от 2 до 4. Статистически чаще всего верных вариантов ответа 3. Но не стоит ориентироваться на это число - есть риск не указать верный вариант или указать лишний. Учитывайте, что данное задание охватывает все темы из первого раздела "Человек и общество". Верный ответ оценивается в 2 первичных балла. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) потребность в размножении, самосохранении 3) способность приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем 5) стремление к самореализации Верный ответ: 145 Пояснение: 1. “способность к совместной преобразовательной деятельности” - преобразовывать, изменять окружающий мир может только человек. Например, человек может использовать природные ресурсы, преобразовать их и построить здание. Следовательно это качество имеет социальную, а не биологическую природу. 2. “потребность в размножении, самосохранении” - такой же потребностью обладают и животные, поэтому она носит биологический характер. Например, животные инстинктивно готовятся к наступлению зимы или защищаются от хищников. 3. “способность приспосабливаться к природным условиям” - животные могут эволюционно приспосабливаться к изменению окружающей среды, поэтому она носит биологический характер. Например, эволюционным приспособлением слонов стал длинный хобот. 4. “устойчивые взгляды на мир и свое место в нем” - взгляды на мир могут характеризовать только существо, обладающее сознанием. Им является исключительно человек. Следовательно это качество имеет социальную, а не биологическую природу. 5. “стремление к самореализации” - выражается в сознательном желании проявить свои способности и добиться конкретных результатов. Сознательность и сознание - черты присущие только человеку. Следовательно это качество имеет социальную, а не биологическую природу. общ.рф t.me/...nic vk.com/...nic