Найти в Дзене
Сколько времени российские школьники тратят на домашние задания?
В последние недели интересующаяся образованием публика горячо обсуждает предложение Председателя Госдумы В. Володина обсудить отмену домашних заданий: Большинство депутатов Государственной Думы считают, что школьники перегружены. В среднем за учёбой они проводят по 8-10 часов в день. … Вопрос становится всё более актуальным ещё по причине, что у детей появляются новые возможности для формального выполнения домашнего задания — технологии искусственного интеллекта, поиск готовых ответов в интернете и т...
3 месяца назад
«Двухпроцентный» дефицит учителей. Откуда цифры?
Широкую известность среди интересующихся проблемами образования получила, озвученная министром просвещения С. Кравцовым, цифра кадровой потребности школ в учителях: «Согласно данным портала «Работа в России», в отрасли открыто порядка 20 000 вакансий — это около 2% от общего числа педагогов». Названная цифра вызвала критику как крайне заниженная, причем не только со стороны прессы, но и от членов Федерального собрания [1]. Глава Минтруда А. Котяков заявлял о необходимости привлечь в школы 200 тыс...
4 месяца назад
Как проявляют себя олимпиадники в вузах?
В наши дни для школьника участие в олимпиадах – полноценный альтернативный способ поступления в ведущие вузы. В последние годы призеров и победителей олимпиад среди абитуриентов становится все больше. Оправданы ли льготы для олимпиадников? Как они проявляют себя в качестве студентов? Давайте разбираться. Первые исследования показали однозначное преимущество олимпиадников над студентами, зачисленными на общих основаниях. В 2010 г. и 2011 г. Всероссийский союз ректоров провел два исследования успеваемости, в которых были учтены учебные результаты 150 тыс...
4 месяца назад
Что-то не так с олимпиадами – 2. Засилье олимпиадников в вузах?
В 2024 году произошел громкий скандал – слишком значительную часть бюджетных мест в престижных вузах заняли победители и призеры олимпиад школьников. Победители и призеры заключительного этапа (далее призеры) Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) получают право на поступление на бюджет в любой вуз без вступительных испытаний (БВИ). Эта льгота действует в течение 4 лет с момента получения диплома. Помимо ВсОШ, Минобрнауки ежегодно утверждает перечень олимпиад, также дающих преимущества при поступлении...
218 читали · 5 месяцев назад
Что-то не так с олимпиадами?
В последние годы предметные олимпиады все чаще оказываются в центре скандалов. Под огнем критики находится и крупнейшая из олимпиад – Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ). Энергии дискуссиям придает то, что призеры и победители заключительного этапа (ЗЭ) ВсОШ в течение четырех лет после победы могут поступить на бюджет в любой вуз. Во многих регионах установлены весомые денежные бонусы за олимпиадные успехи. Короче говоря, успех на олимпиаде это не просто достижение, а достижение, имеющее весомую материальную ценность...
5 месяцев назад
Растет или снижается межрегиональная мобильность выпускников школ?
Введение ЕГЭ, как писалось ранее, существенно повысило образовательную мобильность выпускников. Но ЕГЭ уже скоро четверть века, каковы тенденции изменения мобильности выпускников в последние годы? Мне неизвестны научные публикации, в которых бы этот вопрос подробно рассматривался, так что постараюсь на него ответить на основе доступных данных. Статистика по абитуриентам из других регионов, начала публиковаться Минобрнауки лишь с 2021 года. За предыдущие годы доступны только фрагментарные данные....
5 месяцев назад
ЕГЭ — «угадайка»?
Расхожий миф о том, что ЕГЭ — это тест, в котором несложно случайно угадать ответ, за последние годы уже кто только не опровергал. Однако, вплоть до текущего момента этот миф с завидным постоянством воспроизводится представителями самых разных политических сил [1, 2, 3]. Как следует из демоверсий разных лет, размещенных на сайте ФИПИ, последний раз классические «угадайные» вопросы с выбором 1 ответа из 4-х вариантов встречались на ЕГЭ в 2015 году. Однако и сейчас некоторые вопросы части 1 требуют ответов, которые представляют собой последовательность букв и цифр [4]...
5 месяцев назад
Образовательное неравество в эпоху ЕГЭ.
Введение ЕГЭ, как мы видели ранее, демократизировало доступ к высшему образованию. Можно ли сказать, что образовательное неравенство исчезло или стало пренебрежимо малым? Разумеется, нет. Сохраняется неравенство в двух формах: 1) в доступе к высшему образованию как таковому, 2) в доступе к качественному высшему образованию (в научных публикациях такие вузы обычно называют «селективными»). Можно выделить три главных основания неравенства образовательных возможностей: географическое расположение, различия в доходах и культурном капитале семей абитуриентов...
5 месяцев назад
Откуда и куда едут за образованием вчерашние школьники?
В какие регионы чаще всего едут за образованием после сдачи ЕГЭ? Данные с 2021 года ежегодно публикуются Минобрнауки. Во сводной форме ВПО-1, во вкладке 2.1.1 – общее число принятых, а во вкладке 2.1.1 (2) – число принятых «регионалов» [1]. Результат подсчетов оказался весьма предсказуемым. Выпускники, готовые ради образования, изменить регион проживания едут в крупные университетские центры: Москву, Петербург, Казань, Нижний Новгород Екатеринбург, Ростов, Воронеж, Новосибирск и Томск. В 2024 году из 612,7 тыс...
6 месяцев назад
Увеличил ли ЕГЭ образовательную мобильность?
Единый государственный экзамен (ЕГЭ), разменявший уже третий десяток, до сих пор продолжает быть предметом ожесточенных споров. Одним из наиболее часто приводимых аргументов в пользу Единого государственного экзамена (ЕГЭ) является его роль как инструмента социальной мобильности. Единый экзамен позволяет талантливым детям из регионов поступать в ведущие вузы, не сталкиваясь с барьерами, связанными с географией или социальным положением. Задания ЕГЭ и система их оценивания стандартизированы по всей стране...
6 месяцев назад