Влияние особенностей личности будущих военных специалистов на становление профессиональной ответственности выявили исследователи из Ярославского высшего военного училища. Выяснилось, что наиболее ответственные молодые военнослужащие имеют высокий уровень энергичности, уравновешенного отношения к происходящему и открыты новому опыту. Пять столпов личности Выполнение задач военно-профессиональной деятельности требует особых качеств личности специалиста. По мнению специалистов, вклад в становление профессиональной ответственности будущих военных могут вносить черты «Пятифакторной модели личности». Это довольно часто используемая модель личности, отражающая восприятие людей друг другом. Шкала нейротизма выявляет степень уравновешенного отношения к своей профессиональной деятельности, характеризует эмоциональную возбудимость и тревожность в противоположность эмоциональной стабильности и спокойствию. Ученые поставили целью выявить связи отдельных личностных черт с ответственностью будущего военного специалиста. Для этого было проведено эмпирическое исследование в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны, участие в нём приняли 90 курсантов второго курса разных факультетов. Результаты получились следующие: более экстравертированная личность при выполнении ответственных дел проявляет продуктивность, самоотверженность и усердие, а более открытая личность чаще проявляет свою ответственность в завершении дел, связанных с развитием личностных качеств. Важную роль в разрешении указанного противоречия играет добросовестность, для которой свойственны организованность, пунктуальность, настойчивость, усердие, но значимых корреляций этой личностной черты и компонентов содержательного блока ответственности не выявлено. Нейротизм отрицательно связан с социоцентричностью, т. е. более нейротичные обучающиеся в меньшей степени стремятся к проявлению ответственности для достижения общественно значимых целей в образовательной и служебной сферах. Также для этой личностной черты получена отрицательная корреляция с предметностью. Следовательно, проявление у будущих офицеров выраженной пассивности, отрицательных эмоций, тревоги, апатии приводит к низким результатам при выполнении ответственных социально значимых дел, низкая самооценка и высокая тревожность ощущаются ими при проявлении ответственности. Иными словами, у будущих военных специалистов, более склонных к сотрудничеству и кооперации, отсутствует социально значимая мотивация к проявлению ответственности в решении коллективных проблем, так как для них является важным выполнение ответственных дел, результаты которых обусловлены личностным благополучием, развитием различных сторон и качеств личности.Аргументы и Факты