Профпригоден. Как вычислить идеального военного по чертам характера

Влияние особенностей личности будущих военных специалистов на становление профессиональной ответственности выявили исследователи из Ярославского высшего военного училища. Выяснилось, что наиболее ответственные молодые военнослужащие имеют высокий уровень энергичности, уравновешенного отношения к происходящему и открыты новому опыту. Пять столпов личности Выполнение задач военно-профессиональной деятельности требует особых качеств личности специалиста. По мнению специалистов, вклад в становление профессиональной ответственности будущих военных могут вносить черты «Пятифакторной модели личности». Это довольно часто используемая модель личности, отражающая восприятие людей друг другом. Шкала нейротизма выявляет степень уравновешенного отношения к своей профессиональной деятельности, характеризует эмоциональную возбудимость и тревожность в противоположность эмоциональной стабильности и спокойствию. Ученые поставили целью выявить связи отдельных личностных черт с ответственностью будущего военного специалиста. Для этого было проведено эмпирическое исследование в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны, участие в нём приняли 90 курсантов второго курса разных факультетов. Результаты получились следующие: более экстравертированная личность при выполнении ответственных дел проявляет продуктивность, самоотверженность и усердие, а более открытая личность чаще проявляет свою ответственность в завершении дел, связанных с развитием личностных качеств. Важную роль в разрешении указанного противоречия играет добросовестность, для которой свойственны организованность, пунктуальность, настойчивость, усердие, но значимых корреляций этой личностной черты и компонентов содержательного блока ответственности не выявлено. Нейротизм отрицательно связан с социоцентричностью, т. е. более нейротичные обучающиеся в меньшей степени стремятся к проявлению ответственности для достижения общественно значимых целей в образовательной и служебной сферах. Также для этой личностной черты получена отрицательная корреляция с предметностью. Следовательно, проявление у будущих офицеров выраженной пассивности, отрицательных эмоций, тревоги, апатии приводит к низким результатам при выполнении ответственных социально значимых дел, низкая самооценка и высокая тревожность ощущаются ими при проявлении ответственности. Иными словами, у будущих военных специалистов, более склонных к сотрудничеству и кооперации, отсутствует социально значимая мотивация к проявлению ответственности в решении коллективных проблем, так как для них является важным выполнение ответственных дел, результаты которых обусловлены личностным благополучием, развитием различных сторон и качеств личности.Аргументы и Факты