Ученые Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова разработали систему персонализированного питания, которая направлена на снижение риска развития сахарного диабета второго типа за счет восполнения дефицита цинка с учетом генетических особенностей человека. Об этом сообщили в пресс-службе Минобрнауки РФ. Передает ТАСС.
Читайте: Россиянам готовят новые запреты: что изменится уже в ближайшее время
Созданная система объединяет генетическое тестирование для определения группы риска и разработку продуктов питания, способных корректировать недостаток микроэлемента в организме. В качестве основы для обогащения продуктов исследователи использовали бисглицинат цинка, который показал высокую биодоступность и возможность применения в производстве пищевой продукции.
Разработка включает технологии создания продуктов массового потребления, среди которых хлебобулочные изделия, мармелад и молочные продукты. По словам руководителя проекта, заведующего кафедрой пищевых технологий и биоинженерии РЭУ им. Г. В. Плеханова Игоря Никитина, исследование позволило не только изучить проблему на фундаментальном уровне, но и создать технологическое решение, которое прошло апробацию на производстве.
Проект ориентирован на людей с определенными вариантами гена SLC30A8, связанными с риском развития сахарного диабета второго типа. Ученые провели анализ научных данных, который подтвердил важность цинка и его транспортера ZnT8 в процессах, связанных с метаболизмом инсулина.
В рамках работы исследователи также оценили уровень потребления цинка среди населения. Проведенное анкетирование показало, что недостаточное поступление этого микроэлемента с пищей выявлено у 23% женщин и 32% мужчин.
Эффективность разработанного подхода проверили во время клинического испытания с участием добровольцев, включая носителей рисковых вариантов гена SLC30A8. На протяжении трех месяцев участники ежедневно употребляли мармелад, обогащенный бисглицинатом цинка.
После завершения эксперимента специалисты зафиксировали увеличение содержания цинка в сыворотке крови участников в среднем на 10%. Кроме того, количество людей с подтвержденным дефицитом микроэлемента снизилось в пять раз — с 32% до 6%.
Исследователи отмечают, что разработанная система сочетает генетические данные и технологии производства продуктов питания, что позволяет применять индивидуальный подход при формировании рациона для снижения риска сахарного диабета второго типа.
Читайте также: