ТОМСК, 27 мая – РИА Томск, Елена Тайлашева. Апгрейд Большого адронного коллайдера (БАК), в котором участвует команда исследователей Томского политеха (ТПУ), включая старшего преподавателя Геннадия Паньшина, был приостановлен из-за пандемии, и на днях томич вернулся домой. Как ужесточался режим на крупнейшем в мире ускорителе частиц и как политехники усовершенствовали работу БАК – в материале РИА Томск. Незаменимые для науки Большой адронный коллайдер должен еще многое рассказать человечеству об устройстве, происхождении и раннем развитии Вселенной. Исследования на БАКе ведутся несколькими коллаборациями, одна из которых – LHCb (Large Hadron Collider beauty experiment), она объединяет ученых разных стран, которые изучают частицы с b-кварками. Эти эксперименты должны дать ответ на захватывающие вопросы: какие процессы, действующие после Большого Взрыва, позволили материи сохраниться именно в том виде, в котором мы её наблюдаем сегодня, и почему в ходе эволюции Вселенной исчезла антиматерия? "Томский политехнический университет вступил в LHCb в 2016 году (когда готовилось обновление детекторов эксперимента) в качестве проектировщиков системы позиционирования одного из детекторов – SciFi Tracker. Наш научный и инженерный коллектив разработал для него достаточно сложную подвесную систему, рельсы и шасси (каретки)", – рассказывает старший преподаватель ТПУ Геннадий Паньшин. Детектор – это "глаз" эксперимента: именно он "считывает" энергию столкновения двух пучков протонов, с бешеной скоростью несущихся друг к другу. Политехники за год сотрудничества с LHCb создали и предложили 12 разных вариантов подвесной системы для перемещения детектора SciFi. Сложность заключалась в том, что детектор – это очень тяжелая, громоздкая конструкция (и, к слову, очень дорогая), которая должна поддерживаться и располагаться в строго фиксированном месте с микронной точностью. Без этого не получится правильно идентифицировать траектории частиц, рождающихся при столкновении пучков в коллайдере… "Ученые придумывают, как должны работать детекторы, но с инженерной точки зрения есть ограничения, и мы, как инженеры, должны придумать такое решение, чтобы эксперимент обязательно состоялся. Например, когда делали каретки для SciFi, они должны были получиться максимально компактными, при этом выдерживать вес в две тонны и работать в условиях высокой радиации и сильного магнитного поля", – приводит пример Геннадий Паньшин. Другая интересная задача, которую выполнял Политех до последнего времени, – апгрейд магнита. "На детекторе LHCb есть здоровеннейший магнит, у него только обмотка весит 50 тонн.РИА Томск