Надежда Сухова: Как не отнять книгами у ребёнка веру в добро, справедливость и счастье Читать далее Все мы знакомы и привыкли к словосочетанию благополучная – неблагополучная семья. Нам хорошо известны в первую очередь критерии неблагополучия семьи – злоупотребление алкоголем, насилие в семье, отсутствие стабильной работы у родителей, низкий уровень образования и культуры и др. И это верные значимые показатели. А каковы же показатели психологического благополучия ребенка в семье? И это тоже значимые и верные критерии благополучия в соответствии с разными подходами: медико-биологическим, социальным, психологическим, экологическим и другими. Однако хотелось бы обратить внимание читателя на более тонкие показатели широкого и многоаспектного явления психологического благополучия ребенка в разные возрастные периоды с позиции отечественной психологии и педагогики. Главным обобщенным показателем психологического благополучия является переживание ребенком окружающей его среды (семьи, школы, круга общения) и себя в этой среде как удовлетворительное, приносящее в жизнь радость, гордость, ощущение комфорта, успеха, поддержки, принятия и доверия. Особая роль в обеспечении такого положительного переживания себя в своем ближайшем окружении, а по мере взросления и в мире в целом, принадлежит значимым взрослым – родителям, лицам их заменяющим, педагогам и сложившимся системам детско-родительских отношений в семье, классном коллективе и других социальных группах. Ответственность родителей за психологическое благополучие ребенка заключается в создании благоприятных условий для удовлетворения потребностей ребенка в родительской любви, уважении, доверии, безопасности, познании окружающего мира и себя в нем. Благодаря удовлетворению родителями потребностей в любви и теплоте чувств у ребенка зарождается базовое доверие к миру. В младшем школьном возрасте психологическое благополучие ребенка будет зависеть как от семьи, так и от школы, и особенно – от переживания успеха или неуспеха в новой учебной деятельности и складывающихся отношениях со сверстниками и педагогами. Негативно на психологическое благополучие влияет недооценка родителями и педагогами сферы межличностных отношений и ограничение контактов.Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск). Психологическое благополучие подростков определяется в первую очередь качеством его общения с друзьями и сверстниками. Родители подростков должны быть внимательны к удовлетворению потребности в социальной активности в школе и разных социальных группах Негативно на психологическое благополучие влияет недооценка родителями и педагогами сферы межличностных отношений и ограничение контактов, недооценка роли складывающегося общения в классном коллективе и системе учитель-ученик, неконтролируемые взрослыми негативные отношения со сверстниками, в том числе и в виртуальном пространстве. Родители подростков должны быть внимательны к удовлетворению потребности в социальной активности в школе и разных социальных группах, возможности проявлять самостоятельность и ответственность в выборе в соответствии с возрастом, занимать ответственную в различных делах. О психологическом благополучии подростка можно судить по таким показателям, как: подростку хорошо в кругу сверстников, при этом сохраняется доверительное отношение со взрослыми, подростку интересны люди и мир отношений, он умеет общаться и находить общий язык с людьми.Polit74.ru