Разговор между писателем и его интерпретатором может длиться много лет. Автор печатает один роман за другим, критик следит за его творчеством, читает новинки и отзывается о них. Причем эти книги могут критику даже не нравиться, просто в них есть что-то, что не дает ему покоя, задевает за живое, бывает материалом, способным стать почвой для серьезного и содержательного разговора. Можно сказать, что это своеобразная дружба, даже если писатель и его читатель никогда лично не встречались. Задуматься о природе творческих взаимоотношений позволяют регулярные встречи, проходящие в рамках проекта «Актуальная критика», реализуемого Ассоциацией писателей и издателей России и Школой критики имени В.Я.Курбатова. 29 августа в Ассоциации писателей и издателей России прошла встреча с поистине легендарным человеком – Ириной Роднянской, занимающейся литературной критикой уже больше шестидесяти пяти лет. Двадцать один год она заведовала отделом критики журнала «Новый мир», тем самым определяя, какие книги действительно стоят того, чтобы их прочитать, рассказывала об этом в своих статьях, продолжает писать обзоры текущей литературы и сейчас, несмотря на почтенный возраст. Важно отметить, что она тоже связала свою жизнь с литературной критикой, потому, когда мы наблюдали за ходом беседы, в голову невольно приходили мысли о преемственности поколений: два разных человека, два взгляда на мир, два стиля, а объединяет их любовь к слову. Ирина Бенционовна начала разговор с рассказа о своей юности и о том, почему она решила стать литературным критиком. «Когда я стала читающим отроком, то почувствовала, что хочется поделиться впечатлениями от читаемого», – призналась героиня встречи. Потом, уже в восьмом классе, открыла для себя Виссариона Григорьевича Белинского, даже призналась, что статью о «Герое нашего времени» прочитала прежде, чем сам роман Лермонтова, и поняла свое предназначение: читать книги и писать про них, анализировать актуальный литературный процесс и по возможности влиять на него. Затем Ирина Бенционовна перешла к рассказу о том, как стала заведующей отделом критики журнала «Новый мир», и призналась, что, несмотря на серьезный читательский опыт, не только погружается в миры суровой академической прозы, но и уделяет время так называемой развлекательной, массовой литературе. Она должна соответствовать определенным характеристикам, планке, по которой можно отличить «вкусное от безвкусного». Можно сказать, что между Ириной Роднянской и Виктором Пелевиным ведется многолетний диалог: критик внимательно следит за творчеством автора с самых его первых публикаций, замечает, как оно меняется, и стремится это отобразить в своих текстах и суждениях. Кроме того, Ирина Роднянская старается читать и романы других авторов (например, Михаила Елизарова и Евгения Водолазкина), но призналась, что они ей не очень нравятся и кажутся переоцененными.Учительская газета