Молиться в метро — очень даже неплохо

Церковь предписывает мирянину совершать ежедневное молитвенное правило и читать главу из Евангелия. В современных условиях выполнить это непросто. Можно ли молится в метро? А мирянам произносить сугубо монашеские просьбы? Об этом рассказывает протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей. Кроме того, молитвы правила в основном написаны святыми монахами, и там есть сугубо монашеские просьбы, которые мирянину ничего хорошего не сулят… Монашество оказалось духовной гвардией Православной церкви, и мирянам трудно жаловаться на то, что большая часть молитв, которыми мы любим пользоваться, составлены монахами. Это ведь, наверно, говорит о том, что сами миряне хуже молились Богу и значительно меньше сложили таких емких, духовно содержательных молитв, которые отложились бы в сокровищницу церковного благочестия. Вопрос адаптации молитвенного правила к действительному состоянию духовной жизни христианина — это серьезный вопрос. Вместе с тем каждому христианину нужно и побуждать себя к молитве. Опыт показывает, что у людей, которые не привыкли к молитве себя регулярно побуждать, и такой радостный духовный опыт спонтанной устремленности к Богу постепенно становится очень редким. Молитва — внутренняя устремленность к Богу, силу которой человек не может произвольно регулировать, но тем не менее этой устремленности к Богу тоже надо учиться, так же, как порой людям надо учиться общаться с людьми. Есть книга под названием "Школа молитвы", состоящая из ряда бесед митрополита Сурожского Антония. Правило утренних и вечерних молитв То правило утренних и вечерних молитв, которое приведено в наших молитвенниках, имеет характер общего ориентира: какой должна быть молитва христианина. Святоотеческие рекомендации XIX века говорят, что в известных случаях хорошим молитвенным правилом вместо утренних и вечерних молитв может быть многократное повторение двадцати четырех кратких молитв святого Иоанна Златоуста, которые содержатся в нашем вечернем правиле. Многократное и вдумчивое повторение каждой из этих коротких молитовок вполне может заменить собой утреннее или вечернее молитвенное правило в тех случаях, когда словами кратких молитв нам легче сосредоточиться в своем стремлении к Богу. Этих немногих слов целым поколениям святых было вполне довольно, чтобы войти в глубину беседы с Богом. Многие опытные учители духовной жизни, такие как святой праведный Иоанн Кронштадтский или Феофан Затворник, учили, что простая бесхитростная молитва своими словами бывает не менее угодна Богу, чем повторение писаных молитв из молитвослова. И вот, читая молитвы ко святому Причащению по очень изношенному молитвеннику, которым его обладатель много лет усердно пользовался, я обнаружил, что слова "якоже зриши, со слезами" в молитве святого Симеона Нового Богослова перед Причастием были взяты в жирные карандашные скобки.Pravda.Ru