Академическая киножвачка

На юбилейном 80-м Венецианском кинофестивале состоялась долгожданная премьера фильма Брэдли Купера «Маэстро» (2023). Фильм рассказывает о малоизвестных страницах биографии американского дирижёра и композитора Леонарда Бернстайна (1918–1990). Сценарий фильма написан Купером совместно с Джошем Сингером, продюсерами фильма выступили Стивен Спилберг и Мартин Скорсезе, десять лет готовивших этот проект. Известно, что Спилберг видел в роли выдающегося музыканта исключительно Купера, который, в свою очередь, так активно вмешивался в процесс, что в итоге Скорсезе отказался от участия в картине в качестве режиссёра, и фильм был собран самим Купером, что не могло не сказаться на результате. Прежде всего, «Маэстро» — слишком академичное, если не сказать ученическое, и от этого заранее устаревшее кино, сделанное с акцентом на актёрские ресурсы и натюрмортную эстетику кадра без спецэффектов. Иначе показаны только два важных биографических эпизода маэстро: знаменитый утренний звонок с предложением без репетиции продирижировать вечером того же дня Нью-йоркским филармоническим оркестром в Карнеги-холле и сцена полуночной репетиции с бродвейской звездой Фелицией Кон Монтеалегре (блестящая работа Кэрри Маллигэн), во время которой между Бернстайном и Монтеалегре вспыхивают чувства. Оба кадра сделаны в стиле пролетающей сквозь пространство и время камеры, и это лучшие операторские и режиссёрские моменты фильма. Лучшими актёрскими кадрами я бы назвал сцену семейного скандала, когда жена Бернстайна Фелиция не в силах сдержать негодование по поводу его гомосексуальных похождений. Бенефисом же Купера-актёра стала сцена исполнения второй симфонии Малера в готическом соборе Или (Кембриджшир, Великобритания): дирижёрская манера Бернстайна передана актёром бесподобно, а в умении копировать Купер — мастер экстракласса. Жаль, скопировать режиссёрский талант невозможно: Купер настолько же прекрасный актёр, насколько совершенно никудышный режиссёр. Те, кто знаком с эстетикой «живого кадра» Андрея Тарковского [1], знают, что кадр — живой элемент кровеносной системы фильма, его нельзя просто оборвать, как нельзя без последствий передавить сонную артерию. В «Маэстро» Купера нет ни одной не только комфортной для зрителя смены кадров, но и ни одного логически оправданного или художественно выверенного перехода между сценами. Хотя при помощи современных спецэффектов можно не только организовать гармоничное киноповествование, но и визуализировать процессы, происходящие в сознании дирижёра, в теле композитора и в душе человека, переживающего свою бисексуальность. Но кроме собственно жанровых недостатков, фильм Купера страдает удручающей содержательной поверхностностью. Несмотря на прекрасную идею приподнять завесу над малоизвестными страницами жизни великого музыканта, уровень визуализации этих страниц производит впечатление стыдливого подсматривания, а не панорамы, не говоря уж об анализе.Belcanto.ru