Иван Буранов — о том, кто и как проехался по водителям и пешеходам в 2023 году

В прошлом году растущая аварийность на дорогах заставила власти понервничать. Тут трудно проследить прямую связь с СВО, но косвенно причины все равно обусловлены операцией и тлетворным западным влиянием: перекрытые границы на западе перенаправили грузопотоки на восток и привели к росту автотуризма внутри страны, повысив нагрузку на и без того страдающую дорожную сеть. Новые машины продаются, но старых все равно много; у их владельцев из-за санкций возникают проблемы с запчастями и обслуживанием. Другая головная боль 2023 года — массовое увлечение граждан кикшерингом — с санкциями вообще не связана и касается пока только жителей мегаполисов, но уже спровоцировала массу проблем и уж точно не меньше дискуссий. Раньше аварийность в России ежегодно уменьшалась на 5–10%, такой динамикой могли похвастаться далеко не все страны. В феврале 2023 года позитивный тренд сменился на отрицательный и сохраняется по сей день: по итогам 11 месяцев количество ДТП выросло на 4,6%, погибших — на 2,7%. Власти, ясное дело, занервничали, ведь есть президентское поручение сократить число смертей на дорогах. Социальный риск (число погибших на 100 тыс. населения) к 2030 году должен сократиться до 4, по итогам прошлого он уменьшился с 10,2 до 9,66, но сейчас снова растет. Неприятный тренд связывают с закрытием границ — нагрузка на дороги выросла из-за перенаправления грузопотоков с запада на восток и огромного числа автотуристов. Последнему, очевидно, радуется «Автодор», у которого сборы от платы за проезд вырастут по итогам года на 25%. Но за основную часть составляющей 1,5 млн км дорожной сети в условиях растущего трафика радоваться некому. Хотя продажи новых машин по итогам 2023 года вырастут (скорее всего, превысят 1 млн штук), но этого мало, ведь легковых машин старше десяти лет в России более 20 млн. Многие их владельцы уже столкнулись с трудностями техобслуживания и покупки запчастей, связанными с введенными против РФ санкциями. Хорошо если не пьют за рулем, ведь потребление алкоголя, по статистике, за год выросло. Армия пользователей кикшеринга за тот же срок выросла в 24 раза — с 1,5 млн в 2020 году до 36,5 млн в 2023-м. Число инцидентов с участием разнообразных СИМ, как их называют, за год выросло втрое — сбивают детей, женщин, пенсионеров, иногда насмерть. Понятно, что у СИМ есть и плюсы: высокая скорость курьерской доставки, удобство перемещения и, конечно же, возможность для бизнеса заработать на популярном сервисе.Коммерсантъ