Глобальная катастрофа Внешне она выглядит живой. Но постепенно умирает внутри. Трудно сохранить теплящийся огонек жизни, когда вокруг — скованные вечной мерзлотой, словно вымершие мамонты, огромные технические сооружения. Подобие танка, паровоза и доменной печи цвета красного кирпича возвышаются над сценой, покрытой белой крупкой. Но чем дальше двигается повествование, тем тревожнее бьется мысль о том, что это вовсе не снег, а пепел. В этом неуютном и вовсе не предназначенном для жизни человека пространстве разворачивается действие спектакля «Возвращение» — премьеры театра «СамАрт». Режиссер Галина Зальцман решила посмотреть на одноименный рассказ Андрея Платонова шире, не только включив в сценическое повествование другие произведения автора (например, пьесу «Дураки на периферии»), но и приравняв Великую Отечественную войну к апокалипсису. В отличие от героев рассказа Платонова — коренных деревенских жителей — персонажи самартовского спектакля приезжают из Москвы в некий населенный пункт. Работницы завода, на котором трудится главная героиня, выходят словно роботы. Поскольку терракотовые громады на сцене мертвы, вместо них работают люди. Страшная сцена, когда маленькие живые женщины толкают огромную безобразную махину паровоза. Звуковая партитура спектакля не менее жуткая, чем визуальный ряд. Почти весь спектакль происходит в темноте. Перемотанная огромным платком Настя с торчащими ножками из коротенького серого платья-колокольчика (трогательные костюмы художника Марины Евдоченковой) и нарочито суровый, рано примеривший на себя роль хозяина дома Петр — два существа, ради которых главная героиня поддерживает в себе робко тлеющий огонек жизни. Постепенно надежда и вера покидают главную героиню. Галина Зальцман, театральный режиссер, педагог ГИТИСа, лауреат премии «Золотая маска», постановщик спектакля «Возвращение»: — Андрей Платонов всегда был мне очень близок.Самарская газета