Через тернии к NASA: устоит ли Boeing под напором SpaceX и Blue Origin

Единственным реальным успехом для переживающей тяжелые времена компании Boeing в прошлом году стала миссия NASA «Артемида I». В ходе тестового запуска, ознаменовавшего возвращение американцев на лунную поверхность, ракета-носитель аэрокосмического гиганта под названием Space Launch System («Система космических запусков»), самая мощная на данный момент, отправила челнок с экипажем из манекенов к Луне и доставила обратно. Произошло это, конечно, с отставанием от графика на четыре года и обошлось на 30% дороже (изначально на проект было выделено $9 млрд). Но возглавляющий с 2016 года космическое подразделение Boeing Джим Чилтон утверждает, что для компании это большое достижение. «В прошлом году мы были успешны», ― заявляет он Forbes. К его заслугам можно отнести непилотируемый испытательный полет капсулы Starliner, которая пристыковалась к Международной космической станции (Boeing хочет доказать NASA, что в состоянии исполнять контракты на регулярную транспортировку астронавтов и грузов до станции и обратно на Землю), а также запуск первых двух фирменных спутников коммерческой связи с новым классом программного обеспечения на борту. Дело в том, что оба проекта была осуществлены с отставанием в несколько лет, а в рамках челночной программы Commercial Crew с 2019 года, когда ошибка в программном коде обернулась первой неудачной попыткой отправить ракету к космической станции, компания понесла почти $1 млрд предполагаемых убытков ― все это стало большим пятном на репутации Boeing. Кроме того, SpaceX сместила Boeing с почетного второго места в числе крупнейших подрядчиков NASA по выделяемому годовому бюджету: в 2022 году детище Маска получило от космического агентства $2 млрд. Из-за этого остается мало сил и финансовых ресурсов на решение серьезных проблем компании в подразделении оборонных и космических разработок ― там имеется множество утративших актуальность старых программ времен холодной войны и новых, за которые предприятие взялось по заниженной цене. За первые три квартала 2022 года эта структурная единица принесла корпорации операционные убытки на сумму $3,65 млрд. Если говорить о деятельности, связанной с космосом, то обозреватели отмечают, что к новой действительности Boeing адаптируется с большим трудом, ведь бойкие стартапы во главе со SpaceX выпускают доступные спутники меньших габаритов, выводят их на низкую орбиту Земли и тем самым подрывают спрос на дорогие спутники размером с автобус, на которых всегда зарабатывали Boeing и другие крупные производители. Совместное предприятие Boeing с Lockheed Martin под названием United Launch Alliance одно время отвечало за все пуски крупногабаритных спутников в космос по заказу американского правительства. Ведомство доверило его компании исполнение контракта по фиксированной цене на строительство особой версии лунного посадочного модуля для «Артемиды III», который состыкуется с космическим кораблем Orion производства Lockheed Martin над Луной и доставит астронавтов на ее поверхность. Boeing имеет богатую историю в космических разработках, восходящую к первой высадке человека на Луне, однако ощутимее всего этот бизнес расширился в конце 1990-х с поглощением аэрокосмического подразделения Rockwell, изготавливавшего челноки для Space Shuttle, и McDonnell Douglas, чьи ракеты Delta были ключевым компонентом при запусках Пентагона. В 2000 году Boeing выкупил бизнес по строительству спутников у Hughes Electronics и таким образом стал крупнейшей в мире компанией в сфере космического проектирования с ежегодным доходом от профильных подразделений на отметке почти $10 млрд. Но к 2016 году доход от подразделения, занимающегося сетями и космическими системами, куда также входил бизнес на Земле, упал до $7 млрд. Агентство по космическим разработкам при Министерстве обороны США занимается тем, чтобы переместить многие из этих мощностей на низкую земную орбиту путем создания рассеянной сети малых спутников под названием Космическая архитектура национальной обороны (NDSA).Forbes