Такой разный Рерих

Экспозиция, подготовленная Государственным музеем-институтом семьи Рерихов в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с координационным центром «Юг России» Международного комитета Знамени Мира, знакомит посетителей с полотнами художника, в которых нашли отражение образы Кавказа и Юга России, с книгами, периодическими изданиями и факсимильными копиями документов. Автор выставочного проекта – кандидат культурологических наук, ученый секретарь музея-заповедника г. Изборска Владимир Мельников, много лет занимающийся изучением наследия Рериха, отмечает, что ценность выставки «Рерихи и Кавказ» в том, что в ее рамках представлены не только репродукции известных полотен знаменитого художника, но и редкие, малознакомые произведения. Так, в экспозицию вошли картины художника, находящиеся в музейных и частных коллекциях в Нью-Йорке, Баку, Ереване, Вильнюсе, Краснодаре, Твери, Пскове, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Владикавказе, Таганроге… В поисках колорита Известно, что Кавказ занял особое место в творчестве Николая Рериха, потому что в этом краю в трудное для себя время он нашел успокоение. Случилось это в 1913 году. В тот год состоялась мировая премьера знаменитой «Весны священной» Стравинского. Рерих был сценографом этого балета. В эти дни тягостных переживаний он один, без семьи решился отправиться на Кавказ. Художник поселился в одном из знаменитых пансионов Кавминвод – Гонешино. В этих краях Николай Рерих впервые столкнулся с Востоком. Город этот был европеизированным, а Рериху нужен был кавказский колорит, поэтому он часто уходил в горы, которые особенно любил, активно посещал и аулы. Опережая время Еще один блок выставки «Рерихи и Кавказ» рассказывает о Николае Константиновиче как о знаменитом археологе и исследователе культур разных народов. На всем протяжении своей жизни он организовывал и был участником многих исследовательских экспедиций, результаты которых сохранились в научных работах Рериха, нашли отражение в его картинах. Результатом этой долгой работы стало то, что в апреле 1935 г. представителями 21 государства был подписан Вашингтонский пакт об охране культурно-исторических ценностей, в том числе в военный период, более известный в истории как Пакт Рериха. Известно, что в 1972 году на конференции по мировой литературе в Токио кронпринц Японии лично поблагодарил профессора Рейшауэра за спасение Киото и тем самым вновь напомнил миру, какую неоценимую для всего человечества работу в свое время провел русский художник Николай Рерих. … По завершении показа в Махачкале экспозиция отправится по остальным филиалам музея.Дагестанская правда