Какое будущее ждет атомную энергетику Армении

Больше трети электроэнергии Армении обеспечивает Мецаморская АЭС. Построенная в конце советского периода станция, которая недавно с блеском прошла ряд международных проверок безопасности, прослужит после модернизации еще до 2027 г. После этого перед Ереваном встанет выбор: перейти на использование других способов генерации электричества, или продолжить использование атома. За отказ от АЭС ратует Евросоюз, с которым Армения развивает партнерские отношения, однако экономические перспективы атомной энергетики весьма привлекательны. Направления, в которых может развиваться армянская энергетика, а также факторы, склоняющие чашу весов в ту или иную сторону проанализировал кандидат политических наук, президент Института энергетической безопасности (Армения) Ваге Давтян. Геоэкономика армянской энергетики Армянская (Мецаморская) АЭС, построенная в 80‑х гг. прошлого века, продолжает обеспечивать здоровое и безопасное функционирование энергосистемы Армении и сейчас, выступая гарантом энергетической безопасности республики. Конечно, геополитические трансформации конца 1980-х годов не позволили воплотить в жизнь данную логистическую стратегию, однако и до сих пор энергосистема Армении, благодаря избыточными мощностям и с учетом синхронизированности с энергосистемой Ирана, в состоянии выступать в качестве страны-экспортера электроэнергии не только в традиционных грузинском и иранском направлениях, но также далеко за их пределами. Ядерный комплекс Армении, наряду с гидроэнергетикой, обеспечивает весьма низкую себестоимость производимой электроэнергии, что имеет особую важность как с точки зрения повышения конкурентоспособности на внешних рынках, так и проведения социально ориентированной тарифной политики в самой Армении. Важно подчеркнуть, что реализуемый ныне проект электроэнергетического коридора «Север-Юг» (Иран-Армения-Грузия-Россия) может быть экономически оправдан лишь при сохранении ядерного компонента в основе энергосистемы Армении. Данная модель энергосистемы (в генерационной структуре которой 40% обеспечивает АЭС, 40% – ТЭС, 20% – ГЭС) позволит в среднесрочной перспективе определить перспективы экспорта производимой в Армении конкурентоспособной электроэнергии на вышеуказанные ближневосточные рынки, что обретает особую актуальность в связи с нацеленностью Москвы на участие в процессе преодоления энергетического кризиса в Сирии. Учитывая географическую отдаленность России от Сирии, а также непосредственное и активное участие российского капитала в поддержании «мирного атома» в Армении, перспективы свопового экспорта генерируемой в Армении электроэнергии в рамках логистического коридора Армения-Иран-Ирак-Сирия могут обрести вполне конкретные очертания. В связи с этим периодические заявления представителей ЕС, призывающих Ереван выбрать дискриминационную модель ядерной энергетики, в целом свидетельствуют об игнорировании национальных интересов Армении. ЕС против ядерной энергетики Ядерная энергетика является сферой, в которой столкновение между Россией и ЕС будет иметь перманентный характер. Данное положение, по сути, повторяет позицию ЕС в отношении будущей армянской ядерной энергетики, выработанную в начале 2000‑х гг. 2) восстановление и строительство газотранспортной инфраструктуры Армении с целью соединения с Ираном в рамках программы INOGATE (Программа международного сотрудничества в энергетической сфере между ЕС, Причерноморскими и Прикаспийскими государствами, а также соседними с ними странами) в 2000‑2004 гг. – €16 млн ($17,8 млн); Сегодня в ЕС осуществляется политика атомной дискриминации, которая нацелена на понижение удельного веса ядерной энергетики в энергобалансе Союза.Евразия.Эксперт