Считается, что спад в экономике подталкивает людей к совершению преступлений. Сегодня на фоне пандемии и массовой безработицы в Казахстане стоит острый вопрос: стоит ли ожидать резкого всплеска преступности (в первую очередь краж) в случае второй волны заболеваний и ужесточения карантина? Ответ может оказаться не таким очевидным. За последние 20 лет Казахстан встретился с тремя серьезными кризисами: мировой финансовый кризис 2008 года, структурный экономический кризис середины 2010-х годов и острая фаза пандемии 2020 года. Каждый из них вызывал резонные опасения в росте криминала на фоне экономического упадка, однако статистические данные неожиданно продемонстрировали обратную картину: в течение кризиса и первые годы после него безработица и криминал в Казахстане падали или оставались на докризисном уровне. Тем не менее в протекании кризисов в Казахстане существует ряд схожих черт, которые позволяют прогнозировать примерные тенденции развития преступности в зависимости от ситуации в экономике. Финансовый кризис 2008 года и преступность Импульсом для развития мирового финансового кризиса 2008 года стал высокий уровень токсичных активов на рынке ипотечного кредитования в США. Результатом стало резкое падение котировок на фондовых биржах и сжатие возможностей по кредитованию. Зарубежные банки перестали кредитовать банки второго уровня Казахстана, что привело к заморозке многих строительных объектов и падению акций казахстанских банков в цене. Финансирование отрасли упало почти на 30%, а долг банковского сектора вскоре вырос до $40 млрд. По итогам 2008 года темпы роста ВВП замедлились с 8,9% до 3,3%. Ожидалось, что внезапный кризис принесет за собой резкий рост безработицы и рост преступности, однако по итогам кризиса уровень безработицы неожиданно упал с 7,3% в 2007-м до 5,8% в 2010 году, в то время как количество преступлений в целом сохранилось на прежнем уровне – 128 тыс. зарегистрированных преступлений в 2007-м и 131 тыс. в 2010 году. Маловероятно, что кризисные явления в экономике могли привести к трехкратному росту преступности в период с 2010 по 2013 год (с 131 тыс. до 359 тыс. в год), а вот принципиальные изменения в обязательном учете и регистрации преступлений – вполне. В рамках антикризисного плана первоочередных действий правительство выделило $10 млрд на поддержку финансового и жилищного секторов, малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и т. д. Были пересмотрены доходы и расходы бюджета: доходы в 2009 году сокращены на 20% (около $2,5 млрд), расходы – на $150 млн, Национальный банк провел девальвацию тенге на уровне 25% (с 120 до 150 тенге за доллар плюс-минус 5 тенге) и снизил ставку рефинансирования до 9,5%. В социальной сфере были увеличены зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсии и стипендии студентам, прожиточный минимум, государственные социальные и специальные пособия и т. д. Отдельно надо сказать про широкую поддержку горнодобывающей и обрабатывающей промышленности (задействованы 300 тыс. сотрудников): объемы производства несколько упали, но массовых банкротств не произошло. Структурный кризис середины 2010-х годов и преступность Кризис середины 2010-х годов в Казахстане был вызван внешними факторами: ожидание падения спроса в Китае, решение основных членов ОПЕК вместо поддержания цены удерживать свою долю рынка, а также решение США начать экспорт нефти привели к падению цен на нефть и основные экспортные товары. В итоге за 10 месяцев 2015 года валовые международные резервы Казахстана сократились на $1 млрд, доходы в бюджет снизились на 40%, а вследствие перехода к свободному плавающему курсу тенге к доллару упал на 51,9%. Рост ВВП Казахстана замедлился до 1,2% по сравнению с 4,3% в 2014 году. Ориентируясь на успехи борьбы с кризисом 2008–2010 годов, правительство РК вновь приняло ряд срочных мер, благодаря чему можно наблюдать падение криминальной активности с 2015–2016 годов. Таким образом, на данный момент в Казахстане работает следующая схема: мировые кризисы влияют на безработицу в Казахстане и создают предпосылки роста преступности → правительство стимулирует экономику масштабными антикризисными программами → уровень преступности падает → расходы бюджета закрываются с помощью девальвации → вливания в экономику прекращаются → структурных изменений не произошло → ресурсная модель ввиду низкой эффективности снова ведет к безработице и повышению преступности → наступает очередной кризис в мировой экономике → вновь антикризисные программы → вновь девальвация → вновь снижение уровня преступности → вновь прекращение вливаний → и по кругу. Опираясь на предыдущие кризисы, сегодня можно прогнозировать, что, пока государство вливает деньги в экономику, резкого роста преступности (в первую очередь уличной) не произойдет.Курсив