Страшный и красивый

Магнетическая игра актёров, чья пластика, мимика, жесты, голосовые интонации не отпускают на протяжении всей постановки, глубинный накал самого действа, ловкие режиссёрские «манёвры», направленные на вдох и выдох зрителя, — всё это ввело в некий гипнотический транс. Словом, накрыло! И остался один вопрос: о чём всё-таки спектакль? Это не столько «Вий» Гоголя, сколько его оригинальная версия режиссёра Рината Киякова, который создал густой замес на гоголевской мистике вообще и кинематографических принципах запредельного. Согласно аннотации к спектаклю, перед зрителями должна развернуться частная история Хомы Брута, «ведущего тяжелый, мучительный диалог с самим собой, с собственной душой, живущего в постоянном ожидании смерти». Режиссёр хотел показать «высвободившуюся душу», представшую перед лицом смерти «во всей беззащитности и одиночестве». А получилось, что показал безысходный, холодный и тёмный, как бездна, страх ещё живого человека перед неизбежным наказанием за грехи. Хома в исполнении Дениса Рекало пропитан страхом, эманация которого настигает и зрителей. Благо для зрителей режиссёр предусмотрел «громоотвод» в виде музыкального трио казаков, ласковой силой направляющих Брута отпевать панночку. Денис Юдин, Никита Герасимов и Кирилл Лепихин в роли Явтуха, Спирида и Дороша разыгрывают некую музыкальную клоунаду, которая на время снимает накал, заставляя публику всхохатывать. Ринат Кияков соединил на сцене героев повести Николая Гоголя и пьесы «Панночка» Нины Садур, ввёл в повествование мать Хомы (лишь она поплачет о сыне), сохранив при этом основу гоголевского сюжета. Каждый будет искать ответ на вопрос: в чём соль спектакля? И у каждого на него будет свой ответ, поскольку режиссёр не предложил готового. — Я не всё поняла в этом спектакле. — Я всем буду советовать посмотреть этот спектакль, — заверил заслуженный артист Грузинской ССР Владимир Обрезков. — Да, это особый взгляд режиссёра на произведение Гоголя.Тюменские известия