К весне 1932 года стало ясно, что первая сталинская пятилетка индустриализации страны, объявленная в 1928 году, будет выполнена досрочно. Бурный рост индустрии породил и ряд проблем, которые надо было решать только так, как их решали в те годы, - аврально, не считаясь с затратами и жертвами. Время поджимало Одной из самых серьезных проблем становилась нехватка каменного угля и антрацитов для сотен новых заводов и электростанций. Постановлением Совнаркома СССР от 29 апреля 1932 года было решено построить новую мощную угольную магистраль, которая бы помогла разгрузить две основные, по которым в то время шли из Донбасса составы с топливом. К тому времени из Донецкого каменноугольного бассейна на север в центральные промышленные регионы Советской России вели две железные дороги. Первая шла из Ясиноватой (мощнейший узел в 19 км на север от Донецка) через Краматорск и Славянск на Лозовую, Мерефу, Харьков. И это очень важное обстоятельство — обе эти дороги, которые условно можно назвать направлением Москва — Курск — Харьков — Ростов, а железнодорожники именовали Главным Кавказским ходом, были перегружены и другими товарами, кроме угля, и служили основными воротами Юга Советской России. В условиях, когда нарождающаяся индустрия страны требовала все больше и больше угля, выход был один — строить новую магистраль. Поэтому было принято решение — строить из Восточного Донбасса, обеспечив прямым ходом на Москву уголь именно этого района. Газеты того времени писали: «Трасса магистрали будущий «угольный проспект» страны берет начало в Несветае — центре шахт высококачественных углей. Станция Несветай — это город Новошахтинск в Ростовской области, самый край угольного Донбасса. Но все же основной угольный запас находился в центральном и западном Донбассе (Донецкая и Луганская области УССР тогда), где были сосредоточены и коксующиеся угли, столь необходимые металлургии, и энергетические, универсальные угли. На самом деле разгружались узлы Дебальцево и Попасная, которым до этого приходилось брать на себя роль угольных транзитеров из Восточного Донбасса. Кроме того, за счет новой магистрали улучшалось и развивалось хозяйство Северо-Кавказской и Юго-Восточной дорог, которые прежде были больше приспособлены под хлебные и пассажирские перевозки. Это был своеобразный дублер главных угольных магистралей Донбасса. Угольные города и поселки Донбасса связываются с хлебом и мясом сельскохозяйственных районов — Старобельщиной и югом черноземных областей».Украина.ру