«Газуй, или проиграешь»: Казахстан снова идет к дефициту автогаза

Почти 13 лет назад, в сентябре в Казахстане представили проект: «Перевод автомобильного транспорта города на компримированный природный газ (КПГ)». Через год на газе должны были работать почти две тысячи автобусов в Алматы. Идея была благой: вешаешь на любой автобус или грузовик баллон с газом, чуть допиливаешь систему впрыска - и у тебя транспортное средство по стандарту Euro-2. Хоть в Германию его отправляй, или во Францию. Природный газ снижает выбросы серы и бензола в выхлопных газах сразу в два раза, углекислого газа - в 10 раз, и экологии помощь. В 2014 году Казахстан производил 2,5 млн тонн сжиженного газа в год, используя из них всего 600 тысяч тонн. А если задействовать все эти объемы, то можно и от дефицита топлива избавиться, и от поставок ГСМ из России отказаться. То есть изначально газ рассматривался как заместитель бензина и дизтоплива. Простые люди откровенно боялись ставить газ на свои «ласточки». Газобаллонное оборудование (ГБО) было дорого и не самое надежное. В апреле 2023 года газ потребляли уже больше полумиллиона автомобилей - каждый десятый в Казахстане. Когда принимали программу по снижению загрязнения окружающей среды, имелся в виду природный газ. Но оказалось, что природного газа не хватает. Правда, сжиженного газа получают в Казахстане не так много. Литр газа стоит 65-75 тенге против 200-210 тенге за литр бензина. Установка ГБО тоже подешевела – с 300 тысяч тенге 6-7 лет назад, до 60-80 тысяч сегодня.Караван