Запрет на экспорт дизеля из России повлиял на рынок не хуже сделки ОПЕК+

Запрет на экспорт дизельного топлива (ДТ) из России снизит его предложение на мировом рынке приблизительно на 3,4%. На первый взгляд это не так много, но для поддержки нефтяных котировок страны ОПЕК+ сейчас сокращают добычу всего на 2,5% от спроса, и это прекрасно работает. К тому же рынок ДТ значительно меньше по объемам нефтяного, а мощности переработки нефти в мире ограничены. Пока наш дизель еще отправляется за границу по уже заключенным контрактам. У стран-импортеров есть запасы топлива, как есть они и у экспортеров. Но чем дольше действует запрет, а сейчас с его введения (21 сентября) прошла неделя, тем сильнее будет его влияние и на котировки ДТ, и на стоимость нефти. В день введения запрета цены на дизель на бирже ICE выросли с 963,5 долл. за тонну до 1007 долл. за тонну, уточняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Нефтяной рынок стал дефицитным во второй половине этого года из-за решения Саудовской Аравии сократить добычу на дополнительные 1 млн баррелей в сутки. Скачок цен произошел не из-за физических изменений на рынке, а только на новости о запрете нашего экспорта. По иронии судьбы из-за запрета нашего экспорта ДТ под основным ударом оказалась Европа, которая сейчас не покупает наши нефтепродукты. Евросоюз долгое время существовал за счет поставок российской нефти и нефтепродуктов. В декабре 2022 года ЕС ввел эмбарго на морские закупки российской нефти, а в феврале 2023 года - нефтепродуктов. К запретам готовились, но в ЕС не учли, что страны ОПЕК+ опять начнут сокращать добычу, а Россия вдобавок еще и снизит экспорт нефти. И вот последним ударом для ЕС стал наш полный запрет на экспорт ДТ. Как отмечает Родионов, география нашего экспорта ДТ была достаточно широкой даже после эмбарго ЕС. Косвенно об этом свидетельствует статистика экспорта нефтепродуктов из РФ, в структуре которого на ДТ приходится около 50%. Бюджет будет получать большие доходы с добычи и экспорта нефти, а его потери от запрета экспорта бензина и ДТ сравнительно невелики (68 млрд руб. за восемь месяцев). Если они останутся заперты в стране, добычу нефти придется снижать, и, соответственно, уменьшатся выплаты в бюджет по НДПИ.Российская газета
Эта новость в СМИ