«Пояс и путь» и транспортная связность в Евразии

Три из шести основных сухопутных маршрутов «Пояса и пути» проходят через разные регионы Евразии, что наглядно показывает её роль в этом транзитно-транспортном мегапроекте. Однако, скорее всего, Китай во втором десятилетии реализации инициативы «Пояс и путь» будет гораздо более консервативным и осторожным в кредитовании и инвестировании, пишет Вали Каледжи. III Форум международного сотрудничества «Пояс и путь» прошёл с 17 по 18 октября 2023 года в Пекине. Он ознаменовал десятилетие инициативы. «Пояс и путь» – это огромная инфраструктура и одновременно проект экономического развития, инициированный правительством Китая в 2013 году. В то время как Морской шёлковый путь направлен на строительство новых портов и расширение существующих морских путей, цель Экономического пояса Шёлкового пути состоит в расширении наземных транспортных артерий Китая в Европу и Азию через шесть основных коридоров. Этими коридорами являются Евразийский сухопутный мост, коридор Китай – Центральная Азия – Западная Азия, коридор Китай – Монголия – Россия, экономический коридор Китай – Пакистан, коридор Китай – Мьянма – Бангладеш – Индия и коридор Китай – полуостров Индокитай. Таким образом, три из шести основных сухопутных маршрутов «Пояса и пути» проходят через разные регионы Евразии, что наглядно показывает её роль в этом транзитно-транспортном мегапроекте. В результате возникает важный вопрос: каковы результаты саммита инициативы «Пояс и путь» по транспортной связности в Евразии? Во-первых, конфликт на Украине, западные санкции против России и российские транзитные ограничения в Восточную Европу оказали негативное влияние на маршрут Северного коридора инициативы «Пояс и путь». Стороны договорились усилить координацию и сотрудничество по глобальным проектам Китая – «Пояс и путь» и «Глобальная безопасность». Поэтому неудивительно, что первый из восьми шагов, предложенных председателем Си Цзиньпином на форуме, касался будущих программ Китая на этом маршруте в качестве примера «комбинированных и многомерных перевозок» из Китая в рамках «Пояса и пути». Лидер Китая упомянул о «создании многомерной сети связей “Пояса и пути”» и сказал: «Китай ускорит качественное развитие железнодорожного экспресса Китай – Европа, примет участие в Транскаспийском международном транспортном коридоре, проведёт Форум сотрудничества железных дорог Китай – Европа, а также приложит совместные усилия для строительства нового логистического коридора, который свяжет Евразийский континент прямым железнодорожным и автомобильным сообщением. Это может привести к укреплению экономического коридора Китай – Монголия – Россия (CMREC), который является одним из шести основных коридоров, предусмотренных инициативой «Пояс и путь». Однако нет никаких сомнений в том, что во втором десятилетии реализации инициативы «Пояс и путь» Китай будет гораздо более консервативен и осторожен в кредитовании и инвестировании. Наконец, основной задачей Китая в продвижении инициативы «Пояс и путь» в Евразии будет координация и объединение целей и интересов этой инициативы с международным транспортным коридором Север – Юг (INSTC), а также Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и БРИКС. Хотя Председатель Си Цзиньпин не упомянул о них в своём выступлении на форуме, но интересы и цели коридора Север – Юг и этих организаций могут повлиять на количественное и качественное развитие инициативы «Пояс и путь».Валдай