В конце 1840-х и в первой половине 1850-х годов в Тифлисе жил и творил русский художник, князь Григорий Гагарин — будущий вице-президент Императорской Академии художеств в Петербурге, автор многочисленных акварелей и рисунков с изображениями армянских пейзажей, памятных событий армянской истории, повседневной жизни армянского народа, национальных типажей и костюмов, лучшие из которых он опубликовал в изданном в Париже в 1847 году альбоме «Le Caucase pittoresque» («Живописный Кавказ»). Титульный лист издания, изображен монастырь Гегард (Армения), По рождению Григорий Григорьевич принадлежал к семье чиновника-дипломата Григория Ивановича Гагарина, приближенного к императорской семье и известного в литературно-научных кругах. Гагарин-отец обучался в Московском университетском благородном пансионе вместе с Николаем Ивановичем Тургеневым и Василием Андреевичем Жуковским. Детство будущего художника прошло за границей, в Италии, где недолгое время он обучался в известном религиозном колледже в Сиене. В юношестве Григорий Гагарин младший состоял при дипломатическом корпусе в Париже, затем, после путешествия по Европе вместе со своим младшим братом возвратился в Россию. Этот факт биографии во многом определил пожизненное увлечение художника византийским искусством. Пораженный величием и простотой архитектуры первых веков христианства, Гагарин в позднее созданном трактате о византийских и древнерусских орнаментах напишет: «Искусство это слишком прекрасно, чтобы быть забытым и выйти из употребления». Однако самым примечательным явлением в творчестве Гагарина все же стали иллюстрации к его совместному с Э. Штакельбергом, сослуживцем по кавказскому периоду 1842 года, проекту — альбому литографий «Живописный Кавказ» на французском языке. Гагарин был очевидцем жизни Кавказа в 1840-1842 и 1848-1854 годах, он транслировал некий обобщенный художественный образ Кавказа, который далеко не исчерпывался военными реалиями. Каждый из 20 выпусков «Живописного Кавказа» содержал по 4 гравюры, выполненные в батальном, пейзажно-архитектурном, бытовом, иногда -портретном жанре. Гагарин подробно изучал архитектуру Кавказа, делал зарисовки древних храмов Армении, Грузии, обнаруживая в них связь с искусством Византии. В панораме представленных «Живописным Кавказом» зарисовок из жизни грузин, армян, адыгов, чеченцев, кабардинцев, шапсугов и многих других народностей образно воплотились, можно сказать, и размышления Гагарина, записанные им в одном из служебных рапортов: «Чем более созерцал я восхитительную природу Кавказа, тем более его статные жители казались мне храбрыми, сметливыми и покорными, тем преступнее и ненавистнее казалось мне незаконное управление ими». Художественная деятельность князя Гагарина многообразна и плодотворна. На обложке: Титульный лист издания, изображен монастырь Гегард (Армения),Армянский Музей Москвы