Пять искушений «Нью-Ватикана»

Идея «православного Ватикана» в Сергиевом Посаде многих в стране «зацепила» — и это само по себе симптоматично. Кто-то боится нового «нашествия клерикалов». Кто-то — наоборот, надеется на новую роль страны в православном мире и на появление мощного туристического центра. Александр Халдей повторил аргументы антиклерикальных критиков — и одновременно помянул мое критическое мнение о «Посаде 2.0». Храм Веры, Надежды, Любви и Софии. Как ни странно, идея Сергиева Посада как всероссийского религиозного, гуманитарного и туристического центра не нова. Не исключаю, что иные умудренные международным опытом умы — не столько светские, сколько церковные — психологически слишком зависимы от картинки Ватикана настоящего. Периодически, вероятно, приходит искушение собрать всю администрацию в кулак и получить экстерриториальность — а с нею и индульгенцию от светских правовых норм и от финансового контроля. Но почему бы не придумать некое квази-государство вокруг Сергиевой лавры? Между прочим, в Сергиевом Посаде планируется построить международный аэропорт. Это будет посильнее «ветхого» Ватикана, а тем более — Мальтийского ордена, крошечная территория которого не мешает вести самостоятельную финансовую политику и поддерживать «равносторонние» дипотношения более чем с сотней государств. А это искушение для многих… Не нужно бояться говорить и о том, что Россия может и должна стать центром христианского мира — и шансов у нее сегодня больше, чем у Ватикана. Именно о них как о наиболее эффективной системе концентрации адептов я писал в недавнем тексте, посвященном «православному Ватикану». Не нужно забывать и о нынешнем населении Сергиева Посада. Поддержать его они смогут только в том случае, если при «православном Ватикане» возникнут рабочие места не только для пришлой интеллигенции, но и для простых «посадских загорчан».ИА REX
Эта новость в СМИ