Россия лидер по строительству торговых центров
"Чем больше разнообразных торговых объектов, чем больше операторов этих объектов, чем выше конкуренция, тем лучше всем - и предпринимателям, и потребителям, - отмечают в Минпромторге. - Каждый новый торговый центр, магазин, рынок, киоск - это повышение комфорта для потребителей, рост количества и качества товаров, снижение цен". Офисная недвижимость обогнала по популярности торговую Россия обогнала Италию, Польшу, Францию и Германию (эти страны вошли в топ-5 по объемам строительства ТЦ). Несмотря на оптимистичные данные, говорить о буме строительства торговых центров в России сейчас не приходится. "Строительство ТЦ сейчас резко сократилось по сравнению с тем, что было несколько лет назад, - говорит директор департамента торговой недвижимости агентства Knight Frank Евгения Хакбердиева. - Даже в 2015-2016 годах объем ввода торговой недвижимости был выше, чем сегодня. Если раньше в Москве и области сдавали по 30 объектов за год, то сейчас - по 10, если учитывать даже небольшие ТЦ". По сравнению с докризисными 2013-2014 годами объемы ввода торговой недвижимости уменьшились в два раза, хотя сейчас ситуация стала немного выправляться. "Россия, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, по-прежнему отстает от европейских стран по количеству торговых площадей на душу населения, - отмечает замглавы отдела исследований JLL Владислав Фадеев. - Если в Европе приходится в среднем по 280 квадратных метров ТЦ на тысячу жителей, то в России - лишь 170 метров". В ближайшем будущем, по мнению Фадеева, в России будут строиться в первую очередь небольшие ТЦ районного масштаба. Инвесторы не против вкладываться и в строительство ТЦ в центрах городов, однако свободных мест для этого уже почти не осталось", - поясняет он. "Торговые центры все больше становятся не только местом для шопинга, но и пространством для времяпрепровождения, - подчеркивает Фадеев. - В 2015-2017 годах в ТЦ активно открывались развлекательные форматы, это было связано с уходом или оптимизацией ряда ретейлеров после кризиса 2014 года. Развлекательным функциям торговых центров помогает и российский климат.Серп и молот (Клин)