18 ДЕКАБРЯ. ЧЕРКЕССК. Дети не менее взрослых хотят слышать и быть услышанными. И речь тут не о психологии отношений, а о нарушении слуха и речи у малышей. Сегодня поговорим на тему, которую ещё ни разу не освещали – о слухопротезировании, или ношении слухового аппарата. Татьяна Вячеславна Николаева, сурдопедагог, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ«ИКП», Елена Николаевна Сидорова, врач-оториноларинголог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП» и Елизавета Александровна Баудэ, сурдопедагог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП» ответили на вопросы по реабилитации слуха у детей и подбору слуховых аппаратов. - Елена Николаевна, расскажите, слуховой аппарат и кохлеарный имплант- в чем разница? - И слуховой аппарат и кохлеарный имплант - приборы для электроакустической коррекции слуха. Слуховой аппарат – это устройство, являющееся усилителем входящего звукового сигнала. При этом возможна максимальная подстройка аппарата под слух пользователя, он является съемным, помещается либо за ушной раковиной, либо внутри слухового прохода (рис. 1. Заушный слуховой аппарат). Одну помещают во внутреннее ухо во время хирургической операции, и она не может быть легко удалена самим носителем, вторую – речевой процессор, носят на ухе подобно слуховому аппарату. Ошибочно думать, что кохлеарная имплантация заключается в проведении исключительно медицинских манипуляций, это комплексный метод реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха, включающий целый ряд последовательных этапов и процедур, в ходе которых с ребенком работают не только врачи, но и педагоги и психологи. Благодаря этой операции глухой человек, или человек с IV степенью тугоухости, которому недоступны такие привычные для нас, слышащих, звуки, как звонок телефона, звук льющейся воды, пение птиц, скрип снега под ногами, разборчивое восприятие речи, произносимой голосом не только разговорной громкости, но и шепотом, и многие другие звучания нашего мира, начинает их слышать, различать, опознавать и распознавать на новой слуховой основе. - Как научить ребенка слышать окружающие звуки, понимать речь и говорить? Родителям важно помнить, что при проведении разных игр-занятий: по развитию основных движений, игр с сюжетными игрушками, игр-занятий со строительным материалом и др. следует учитывать особенности реабилитации детей с КИ: нет необходимости рано обучать детей грамоте (письменные таблички в ходе проведения игр не используются), а также не следует требовать от малыша с КИ воспринимать речь взрослого на слухо-зрительной основе (когда ребенок должен обязательно видеть лицо говорящего при предъявлении заданий, взаимодействии с малышом). Игра способствует его познавательному, речевому, эмоциональному развитию, а также позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с нарушением слуха, недоразвитием речи. - «Игры-занятия по развитию речи нужно проводить каждый день по несколько раз в течении дня (по 5-10 мин). Занятия следует проводить в индивидуальных слуховых аппаратах, которыми малыш пользуется в течение всего дня, а не только на занятиях!!!РИА Карачаево-Черкесия