Неосознаваемый цифровой монополизм

Как приватность и свобода в массовом порядке были обменены на удобство Сервисы цифровых платформ вроде Google, Apple, Facebook, Alibaba и «Яндекса» стали незаменимой и неизбежной частью повседневной жизни. Однако за удобство пользования их услугами люди платят приватностью и свободой выбора, часто не осознавая этого. Чем опасна монополизация цифрового пространства и как восстановить баланс между интересами корпоративного бизнеса, государства и рядового пользователя? Ежедневно мы просматриваем ленту новостей, проверяем социальные сети, ищем информацию в поисковике, общаемся со знакомыми в мессенджере. Все перечисленные блага цивилизации пришли к нам вместе со стремительным развитием цифровых платформ. За использование подавляющего большинства цифровых сервисов не взимается плата с пользователей, а взамен предоставляются удобство, комфорт и доступ практически ко всей информации в мире. Проблема цифровых гигантов и используемых ими данных пользователей кроется в их фактически глобальном монопольном положении. Помимо этого цифровые гиганты, разумеется, стремятся сохранить и приумножить свою рыночную власть. История знает примеры сотен так называемых хищнических поглощений, когда глобальная цифровая компания покупала небольшой перспективный бизнес или стартап, который гипотетически мог представлять угрозу или вырасти в полноценного конкурента, с единственной целью — положить конец разработке конкурирующей технологии или полностью взять ее под собственный контроль, чтобы не допустить роста конкурента. Рыночная власть, приобретаемая цифровыми гигантами благодаря большим данным, практически не поддается контролю. В мире существуют спорадические попытки введения регулирования в отношении глобальных цифровых компаний, а успешные кейсы в отношении неправомерного использования больших данных в целях устранения конкуренции на рынках являются скорее редким исключением, чем правилом даже в самых передовых с точки зрения развития регулирования юрисдикциях. Таким образом, цифровой гигант может купить потенциального конкурента, не привлекая внимание антимонопольного органа. Логичным шагом на пути противодействия рыночной силе глобальных цифровых платформ станет объединение усилий регуляторов по всему миру в целях интенсификации сотрудничества, выработки единой политики и механизмов регулирования цифровой среды. Особенно остро необходимость создания глобального регулирования стоит в развивающихся странах, которые ввиду отсутствия соответствующих законов, ресурсов и знаний не способны противостоять цифровым гигантам. Это еще раз подчеркивает необходимость глобального комплексного регулирования цифровых гигантов, которые уже стали брать на себя квазигосударственные функции. В условиях беспрецедентной, и уже не только рыночной, власти только глобальный ответ может поставить цифровых гигантов на место.Коммерсантъ Наука