Имена великих гениев остаются с читателем, слушателем, зрителем на века

Июнь - время больших юбилеев: Александру Пушкину - 225 лет, Михаилу Глинке - 220. Оба основоположники. Конечно, и до них творили неслабые таланты уровня Державина и Ломоносова, Фомина и Верстовского, но Пушкин фактически создал современный язык, а Глинку считают первым оперным автором в России, нашим Верди. Пушкин и Глинка в кино - отдельная тема. Но, отвлекаясь от "преданий старины глубокой", не пройдем мимо июньской утраты - современной актрисы, многими любимой, неисчерпаемой Анук Эме. Пушкин в сознании оставил след более глубокий, чем в кино. Были и фильмы о нем - "Поэт и царь", "Юность поэта", "Путешествие в Арзрум"... Из удачных фильмов по Пушкину я бы рекомендовал к непременному просмотру "Бориса Годунова" - но не пышного, сотворенного в 1986 году Сергеем Бондарчуком, а парадоксальную, но глубокую версию Владимира Мирзоева с Максимом Сухановым. "Борис Годунов", реж. Брехтовский прием "остранения" здесь доведен до совершенства: не меняя пушкинский текст, Мирзоев перенес действие в современную Москву - и выяснилось, что в нашем сознании мало что изменилось, персонажи русской истории там чувствуют себя не хуже, чем в XVI веке. А стих Пушкина среди небоскребов Сити, лимузинов и танков зазвучал с новой силой, каждое слово нашло свою нишу, обрело еще более широкий, наращенный временем смысл. В нее пушкинским прозрением войдут зыбкие, летучие, на миг возникающие ассоциации с персонажами ушедшими и живыми, из начала ХХ века, из любого его десятилетия, из наших дней. Пушкин снабдил эту модель общества субстанцией совести. Совесть способна болеть, авторитетом Пушкина ее впрыснули в нашу реальность, и опыт удался: дряблое тело стало конвульсивно двигаться. Стало испытывать предписанные Пушкиным муки. Глинку играл Борис Чирков, которого зрители не отделяли от его революционного героя в трилогии о Максиме; Пушкина - Петр Алейников, к нему прикипела маска "своего парня" из фильма "Большая жизнь". "Никита не играл Минского, а играл в Минского, что, мне кажется, замечательно верно им было угадано и отвечало стилистике романсовой картины, - вспоминал Соловьев в книге "Начало.Российская газета