19 декабря 1978 года первый полет совершил опытный образец самолета радиолокационного дозора и наведения А-50 разработки ОКБ имени Г.М. Бериева. Новый самолет поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Владимира Павловича Демьяновского. А-50 был создан на базе транспортного самолета Ил-76, и по сей день модификации самолета А-50 являются основным самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) ВКС России. Во второй половине 1960-х годов была начата разработка нового радиотехнического комплекса, который мог бы обнаруживать и сопровождать малозаметные воздушные цели, летящие у земли. Старые самолеты типа Ту-126 выполнять такие задачи уже не могли. Платформой для нового комплекса стал тяжелый транспортный самолет Ил-76. В 1973 г. вышло Постановление Совмина СССР о создании комплекса А-50 - разработка была поручена ОКБ им. Г.М.Бериева, которое с 1973 года курировало работу таганрогского авиазавода, специализирующегося по самолетам специального назначения. Было построено три опытных самолета А-50, и с августа 1979 г. были начаты Государственные испытания. Испытания успешно завершились в 1984 г., и в 1985 г. было принято решение об опытной эксплуатации и развертывании серийного производства нового специального самолета. Базовые самолеты Ил-76 выпускались Ташкентским авиазаводом, а их дооснащение до уровня А-50 выполнялось ТАНТК им. Бериева в Таганроге. В 2000-е годы почти все самолеты А-50 ВВС России прошли модернизацию оборудования с обновлением радиолокационного комплекса - к 2011 году это было 26 самолетов. На самолете использованы современные вычислительные средства, модернизированная станция спутниковой связи, были повышены надежность работы комплекса радиоэлектроники и улучшены возможности обнаружения вертолетов и малогабаритных скоростных объектов. Модернизированный радарный комплекс обладает улучшенными возможностями по обнаружению низколетящих и малозаметных воздушных целей (в т.ч. в условиях активного применения средств радиоэлектронного подавления) с измерением их угловых координат, скорости и дальности. У старого радарного комплекса "Шмель" были весьма впечатляющие характеристики: дальность обнаружения воздушных целей класса "бомбардировщик" - до 650 км, класса "истребитель" - до 300 км, класса "крылатая ракета" с видимой площадью 1 кв.м - 215 км. Наземные цели обычный А-50 видел на дальности до 250-300 км. Самолет мог сопровождать одновременно до 300 целей и выдавать информацию на 30 ударных самолетов и истребителей. Именно с применением самолетов ДРЛОиУ типа А-50 стала возможной реализация комплексного применения ракет "воздух-воздух" дальнего радиуса действия Р-37М (дальность - до 300 км). Самолеты ВСУ относятся к самолетам 3-го и 4-го поколений, следовательно, могут наблюдаться радарами самолетов ДРЛОиУ на средней и большой высоте на расстоянии около 300 км. Самолет ДРЛОиУ видит цель, передает о ней информацию носителю дальней ракеты - перехватчику МиГ-31БМ или Су-35С и тот выполняет по полученным данным о цели пуск ракеты. И выдают информацию о целях напрямую на пусковые установки ракетных комплексов типа "Торнадо-С" и "Искандер-М" или самолетам-носителям ударного вооружения. Операторы самолета ДРЛОиУ фактически выполняют работу летающего штаба по обнаружению и оперативному распределению целей между средствами поражения.Российская газета